Концепция преподавания информатики в школе |
методика |
Предмет "Информатика и ИКТ" преподается в школе 30 лет. За это время материал изучения существенно изменился. Кроме тем "Компьютер- как средство для обработки информации", "Алгоритмы и исполнители", "Программирование" появились новые: "Информация и информационные процессы", "Моделирование и формализация", "Основы логики", "Информационно-коммуникационные технологии". Причем последняя тема как выделяется от других своей технологической направленностью. В итоги получается предмет состоящий из двух частей "Информатика" и "Информационно-коммуникационные технологии". Авторы некоторых учебных программ постепенно изучают темы предмета. И получается в одном классе изучаются одни темы в другом другие в третьем изучаются информационные технологии. Как показала практика через год ученики уже забывают изученный ранее материал, но к нему не возвращаются. Изучение вопросов теории вызывает скуку а иногда и игнорирование материала. Кроме того к сожалению в базовом плане не предусмотрено обязательное сквозное обучение информатики со 2 по 11 класс, поэтому в каждой школе преподавание предмета ведется разное число часов. Поэтому учитель не всегда знает дадут ему часы на изучение предмета в следующем классе или нет. Особенно это касается классов среднего звена. Чтобы не упустить любую из тем, было бы целесообразно при планировании учесть все семь тем школьного курса информатики. Чтобы избежать подобных ошибок я предложил и апробирую концепцию поэтапного и смешанного обучения предмета. В чем смысл концепции? Я предлагаю чередовать изучение тем информатики с разделами темы "информационно-коммуникационные технологии". В этом случае теория будет чередоваться с практикой. Как практика показала начать изучение технологий желательно с пятого класса. Текстовый редактор Word, графический редактор Paint, программа для создания презентаций PowerPoint удобно чередовать между другими темами. Например, последовательность тем: 1. Компьютер как средство обработки информации 2. Графический редактор Paint 3. Информация и ее обработка 4. Текстовый редактор Word 5. Моделирование и формализация 6. Программа PowerPoint 7. Основы логики 8. Знакомство с Internet 9. Алгоритмы и исполнители 10. Программирование В каждом следующем классе углубляются познания по каждой теме. Познаются и большие возможности ИКТ. С восьмого класса возможно изучение электронной таблицы Excel. А с десятого класса начинается изучение программы управления базами данных Access. Изучение каждой темы информатики начинается с повторения материала предшествующего класса. В этом помогут опорные конспекты по темам. Так весь материал основной школы разбивается на число классов в которых изучается информатика. Например, 5,6,7,8 и 9. А материал средней школы разбивается на 10 11 классы. С седьмого класса желательно изучать редактор векторной графики. К дополнительным технологиям можно отнести программы: Publisher, Photoshop, FrontPage. Если рассматривать этапы изучения отдельных тем то в теме "компьютер как средство обработки информации" желательно в седьмом классе рассмотреть историю техники по обработке информации. Необходимо дать понять, что компьютер это промежуточное звено в развитии средств по обработке информации и развитие этой техники стремительно продолжается. В 10 и 11 классах желательно на более глубоком уровне рассмотреть вопрос кодирования информации компьютером. В теме "Информация и информационные процессы" в 5 классе вводится понятие- "информация и способы ее восприятия". В 6 классе представление информации и формы ее. В 7 классе Информационная деятельность человека. В 8 классе изучаются системы счисления и действия над числами. В 9 классе- "информационные процессы и системы". В 10 классе- "Информационные системы". В 11 классе - "информационная культура человека". В теме "Основы логики" в 5 и 6 классах знакомим с основными понятиями формальной логики. В 7 и 8 классах изучаем логические выражения и операции. В 9 и 10 классах изучаем законы логики и построение таблиц истинности. В 11 классе - логические элементы и основные логические устройства компьютера. В теме "Моделирование и формализация" в 5 классе дается представление об окружающем мире и среде существования объектов. В 6 классе понятие -модель и связь с объектами. В 7 классе - представление о системе объектов. В 8 классе классификация объектов. В 9 и 10 классах - этапы моделирования. В 11 классе с помощью проектов создаются модели для конкретных объектов и систем. В теме "Алгоритмы и исполнители" в 5 классе дается понятие алгоритма, в 6 изучаются свойства, словесное описание алгоритма. В 7 классе изучаются виды алгоритмов линейный и циклический. В 9 классе алгоритмическая форма описания алгоритма, вспомогательный алгоритм. В 10 и 11 классах алгоритм рассматривается как переход к написанию программы. Начиная с 5 класса изучаются исполнители: колобок, робот, чертежник, черепашка. В теме "Программирование" понятие программы дается в 5 классе. Для конкретного исполнителя записывается система команд. Составляется программа. В 6 и 7 классах изучается среда Лого-Миры и пишутся программы для Черепашки. С 8 класса вводятся элементы языка программирования Pascal. В 10 и 11 классах составляются простые программы. Происходит знакомство со средой Delphi. В чем преимущества подобного изучения учебного материала? Во-первых, соблюдается принцип преемственности информатики. Во- вторых происходит регулярное повторение изученного ранее материала. Кроме того, раннее изучение информационных технологий т.е. программ: Paint, Powerpoint, Word, позволяет в дальнейшем создавать проекты по другим предметам и позволяет изучать другие темы создавая презентации. Ежегодное использование возможностей Internet, позволяет глубже изучить темы. Практика показала, что подобное планирование материала позволяет ученику сдать ЕГЭ по информатике без особой подготовки. Конечно, базовый курс не ставит такую цель, но ученик должен иметь такую возможность. Постоянное чередование тем, создает разнообразие в деятельности ученика и предмет не становится скучным. А постоянное усложнение материала не отталкивает слабых по математики учеников от предмета. Мало того тестирование показало, что эти ученики лучше справляются со своей работой. Поэтому успеваемость по предмету выше чем по физике и математике. Апробация данной концепции обучения информатике осуществлялась в последние пять лет и результаты положительные. Конечно есть проблемы. Главная это наличие учебников (или отсутствие необходимого). Использую учебники двух авторов:В 2-4 классах Семёнов А.Л. В 5,6,7 Босова Л.Л. Программное обеспечение Тур С.Н., Бокучава Т.П. В 8-11 классы Семакин И.Г. Но полностью ни один из учебников полностью не удовлетворяет потребности. Нужен свой учебник в котором темы будут рассматриваться в указанной выше последовательности.
Связаться со мной можно по электронной почте: anriasem@yandex.ru © Семенов Андрей Александрович, с. Стеклянное 2009 г. |
методика |