Словарь понятий по информатике от А до З
к уроку

А

АББРЕВИАТУРА [abbreviation] - слово, образованное в результате сокращения другого слова или сочетания слов путем отбрасывания (аббревиации) некоторых букв или сокращения частей слов; составные части А. обычно пишутся слитно или разделяются точками; А. используется при формировании идентификаторов или имен понятий. Например, ЭВМ - электронная вычислительная машина, Интеллсист - интеллектуальная система, Мб - мегабайт, ППП - пакет прикладных программ.

Абзац — произвольная последовательность символов, ограниченная специальными символами конца абзаца.

АБОНЕНТ (системы обработки данных) [subscriber] - лицо (группа лиц, учреждение, организация и т.п.), имеющее право пользоваться услугами системы обработки данных прямо через терминал или косвенно через оператора ВМ и обладающее абонементом. А. может быть пользователь информационного обслуживания в сети ВМ, библиотеке, кино, театре, вычислительном центре и т.п.

Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.

Абсолютная ссылка — адрес ячейки, не изменяющийся при копировании формулы.

АБСОЛЮТНЫЙ ТЕРМИН [absolute term] - термин, который обозначает лишь одно понятие и не имеет никакого отношения к чему-либо другому. А.т. может быть частью другого термина.

АБСТРАКТНАЯ МАШИНА [abstract machine] - машина как набор ресурсов памяти, быстродействия и способов взаимодействия этих ресурсов (архитектура А.м.). А.м. используется для изучения и проверки свойств объектов (вещей). Реальная ВМ, программа или интерпретатор математической машины являются одной из реализаций А.м.

АБСТРАКТНОЕ ПОНЯТИЕ [abstract entity] - понятие, в котором отражен какой-либо признак предмета, явления или процесса, мысленно выделенный из самого предмета (см. анонимное понятие), явления или процесса. А.п. в ЯПП определено термином и возможно структурой.

АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ [abstract object] - предмет математического рассуждения, состоящего из определений, допущений, постулатов и утверждений, выводимых из этих же определений, допущений или постулатов.

АБСТРАКТНОЕ ПОНЯТИЕ [abstract entity] - понятие, в котором отражен какой-либо признак предмета, явления или процесса, мысленно выделенный из самого предмета (см. анонимное понятие), явления или процесса. А.п. в ЯПП определено термином и возможно структурой.

АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ [abstract object] - предмет математического рассуждения, состоящего из определений, допущений, постулатов и утверждений, выводимых из этих же определений, допущений или постулатов.

АБСТРАКЦИЯ [abstraction] - форма познания модели предмета, явления или процесса, основанная на мысленном выделении и обобщении существенных или внешних (без учета их внутренней организации), общих свойств и связей предметов, явлений или процессов и на отвлечении от других частных их характеристик. Общее понятие А. - это результат процесса абстрагирования, отвлечения от конкретного всего второстепенного. Типами А. являются: изолирующая, обобщающая, идеализирующая формы. Информатика имеет дело только с такой А., сведения о которой вводятся в ВМ или выводятся из ВМ. К видам А. относятся: текстовая, графовая или графическая, концептуальная, числовая, итеративная, процедурная или системная А. А. данных есть использование операций над данными без учета их представления.

АВАРИЙНЫЙ СИГНАЛ [alarm] - сообщение об исключительной ситуации в техническом устройстве или в программе.

АВТОИНФОРМАТОР [autoinformator] - система автоматического информирования пользователя по рабочим темам (распорядок работ, материалы, мероприятия, документы, литература и т.п.).

АВТОКОД [autocode, machine oriented language] - покомандный машинно-зависимый язык программирования низкого уровня, использующий формат для обозначения операций и операндов каждой машинной команды или микрокоманды и макрокоманды, а также комментариев. А. обеспечивает доступ ко всем ресурсам ВМ: памяти, процессора и каналов обмена данными и управлением. Имеются т.н. формульные А., допускающие в языке формулы, декомпозиция которых приводит к покомандному эффективному А. Известны ассемблерные языки многих типов ВМ и формульные А.: языки PL360, ФРАК, АССОЛЬ, Эль-76 и ЯРУС (см. также ассемблерные языки).

АВТОМАТ [automatic machine (automata)] - абстрактное, виртуальное или реальное устройство, выполняющее по программе без участия человека операции приема, передачи, преобразования, использования или распределения энергии, материалов или информации. А. характеризуется конечным или бесконечным алфавитами состояний, входных или выходных символов, таблицей переходов состояний и таблицей формирования последовательностей выходных символов. А. работает по заранее разработанной программе, которая может адаптироваться или модифицироваться в процессе выполнения. Бывают А. асинхронные и синхронные, бесконечные и конечные, вероятностные, детерминированные и недетерминированные, микропрограммные, магазинные, обратимые, операционные, программные, с памятью или без памяти, самонастраивающиеся, с постоянной или переменной структурой, связные, частичные, читающие, управляющие.

АВТОМАТИЗАЦИЯ [automation] - 1. Теория, технология и искусство преобразования энергии, материалов или информации автоматическими или самоуправляемыми средствами. 2. Применение технических средств, математических методов и систем управления, освобождающее человека частично или полностью от непосредственного участия в процессах передачи, преобразования, получения, использования или распределения энергии, материалов или информации. А. - это неизбежная ступень развития производительных сил после механизации, ступень создания машин. Объектами А. являются энергетическое, материальное или информационное производство, в частности, все виды работ с документами, здравоохранение, научная деятельность и образование. А. является главным полем применения средств вычислительной техники. Основной способ использования ВМ в А. - это встраивание ВМ в средства А. А. умственной деятельности - это создание автоматизированных рабочих мест исследователя или ученого. Бывает А. инженерных расчетов, комплексная, исследований, программирования, проектирования, производства, управления.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ [automatic coding] - разделы программирования и информатики, разрабатывающие методы преобразования исходных текстов заданий, программ и данных, представленных на ФЯ, в коды ВМ, ведение библиотек пакетов программ и подпрограмм, баз данных и знаний, организации вычислительных процессов и данных. А.п. базируется на операционных системах и системах программирования.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (АСНИ) [automatized scientific research]  система предназначена для проведения научных экспериментов и моделирования предметов, явлений или процессов с помощью ВМ в случаях, когда непосредственное изучение затруднено или невозможно (изучение ядерных или космических процессов).

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (АСУ) [automatized control system] - организованная совокупность программ и подпрограмм, правил работы, баз данных или знаний, пакетов прикладных программ, предназначенная для автоматизации управления с использованием ВМ в производственных процессах, в деятельности организации или предприятия. Практически реализованы такие системы: АРМ, САПР, автоматизированная система научно-технической информации, автоматизированная система плановых расчетов, АСУ ВУЗ, АСУ Школа, АСУ технологическими процессами (АСУТП), отраслевые АСУ и др.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА (АОС) [automatized instruction system] – комплекс программно-аппаратных и учебно-методических средств обучения и проверки знаний учащихся. В АОС используются познавательность, заинтересованность и индивидуальность обучения.

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО (АРМ) [automatized working station] - рабочее место работника умственного труда или служащего, оборудованное СВТ, включающими терминалы (дисплеи или персональные ЭВМ) и учитывающими все стороны человеческой деятельности в конкретной области знания и человеческие факторы. АРМ обычно ориентирован на специальность своим составом оборудования внешних устройств и программным обеспечением. Средствами локальной или глобальной сети ЭВМ АРМ и СУБД может быть соединен с другими АРМами или некоторыми центральными процессорами. АРМ предназначен для решения профессиональных проблем с помощью проблемно-ориентированных программного и лингвистического обеспечения.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ [automated] - характеристика процессов обработки энергии, материалов или информации с участием и вмешательством человека.

АВТОМАТИКА [automation] - отрасль науки и техники, изучающая, математические и организационные методы, технические средства, технологии автоматизации процессов получения, обработки или распределения материалов, энергии или информации.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА (АИПС) [automatic information-search system] - аппаратная и программная система, предназначенная для хранения и накопления данных (знаний), представленных в некотором виде, оперативного поиска информации в соответствии с запросами пользователя и выдачи ему сообщения по результатам поиска.

Автоматизированное рабочее место (АРМ, рабочая станция). - Место оператора, оборудованное всеми средствами, необходимыми для выполнения определённых функций. В системах обработки данных и учреждениях обычно АРМ — это дисплей с клавиатурой, но может использоваться также и принтер, внешние ЗУ и др.

Автоматизированные обучающие системы (АОС).--Комплексы программно-технических и учебно-методических средств, обеспечивающих активную учебную деятельность: обучение конкретным знаниям, проверку ответов учащихся, возможность подсказки, занимательность изучаемого материала.

Автоматизированные системы научных исследований (АСНИ). - Предназначены для автоматизации научных экспериментов, а также для осуществления моделирования исследуемых объектов, явлений и процессов, изучение которых традиционными средствами затруднено или невозможно.

АВТОМОНИТОР [automonitor] - монитор с авторегистрацией хода собственного вычислительного процесса.

АВТОНОМНАЯ СИСТЕМА [autonomy system] - оборудование вычислительых сетей или систем, не находящихся под управлением центрального процессора.

АВТОРСКОЕ ПРАВО [author right] - совокупность законодательных норм и предписаний, определяющая правовое положение автора в отношении его произведения, исследования, научно-технической продукции, изобретения или открытия.

Адаптер. -Устройство связи компьютера с периферийными устройствами.

АДАПТАЦИЯ [adaptation] - процесс накопления и использования информации в системе, направленный на достижение определенного (обычно) оптимального состояния или поведения этой системы, при этом часть факторов считается известной; А. - это также способность обработки данных в широком диапазоне.

АДАПТИВНЫЙ АЛГОРИТМ [adaptive algorithm] - алгоритм, автоматически настраивающийся на конкретные условия применения, которые могут изменяться во время выполнения А.а. Например, алгоритм численного решения дифференциальных уравнений с автоматическим выбором шага интегрирования является адаптивным.

АДЕКВАТНОСТЬ [adequacy] - соответствие реальности и (математической) модели экспериментальным данным по выбранному критерию.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - функции управления информационно-вычислительной сетью, связанные с вводом в эксплуатацию и отключением систем, терминалов, каналов передачи данных, диагностикой неисправностей, сбором статистики, подготовкой отчетов и т.д.

АДМИНИСТРАТОР БАЗ(ы) ДАННЫХ (АБД), АДМИНИСТРАТОР БД - лицо, отвечающее за выработку требований к базе или базам данных, ее или их проектирование, реализацию, эффективное использование и сопровождение.

АДМИНИСТРАТОР СЕТИ, СИСТЕМНЫЙ АДМИНИСТРАТОР - специалист, отвечающий за нормальное функционирование и использование ресурсов автоматизированной системы и/или вычислительной сети.

АДРЕС - 1. Символ или группа символов, которые идентифицируют отдельные части памяти, регистр, устройство ввода-вывода, рабочую станцию вычислительной сети или другие источники данных, либо место назначения для их передачи. - 2. В вычислительных сетях - последовательность битов, идентифицирующих получателя или отправителя передаваемых данных.

Адрес. -Номер конкретного байта оперативной памяти компьютера.

АДРЕС В ИНТЕРНЕТЕ [address of Internet] – полный путь к ресурсу в Интернете, включающий в себя протокол для доступа к ресурсам, идентификатор сервера и путь к ресурсу на этом сервере. Идентификатор может быть текстовым или числовым.

АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ [address of E-mail] – идентификатор конечного пользователя, определяющий почтовый ящик на конкретном сервере Интернета. А.э.п. состоит из идентификаторов сервера и пользователя, разделенных символом @.

АДРЕСАЦИЯ [addressing] - способ образования адреса размещения данных в памяти ВМ и организации обработки данных с использованием адреса (позиционного ключа данных).

АКТУАЛИЗАЦИЯ (ДАННЫХ) - Поддержание данных в актуальном состоянии, т.е. приведение их в соответствие с состоянием отображаемых объектов предметной области. Актуализация включает в себя операции добавления, исключения, а также редактирования записей.

АДРЕСНОСТЬ [addressness] - количество адресов в машинной команде. Бывают одно, двух и трехадресные команды.

АЗБУКА [alphabet] - алфавит естественного языка (из букв).

АККУМУЛЯТОР [accumulator] - название регистра процессора для одного из операндов операции или ее результата, а также средство накопления данных, фактов или знаний.

АКСИОМА [axiom] - положение некоторой теории (самоочевидный принцип), принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности и являющееся исходным положением данной теории для извлечения всего остального ее содержания. А. предназначена для определения понятия, оформления простого единичного знания, построения исчисления или базы знаний. А. подразделяются на естественные, языковые, структурные, концептуальные, логические, прикладные и системные.

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД [axiomatic method] - способ построения научной теории, при котором в основу теории кладутся некоторые исходные положения, аксиомы этой теории, а все остальные положения выводятся по правилам логического вывода как логические следствия аксиом или уже выведенных положений. Аксиомы должны быть непротиворечивыми, независимыми, а система аксиом - полной.

АКСИОМАТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ [axiomatic definition] - неявное определение некоторого понятия (константы, величины или операции); в этом определении исходные объекты определяются с помощью аксиом.

Аксиоматическое ПРОГРАММИРОВАНИЕ [axiomatic programming] - задание ВМ базы знаний из аксиом предметной и проблемной областей и вывод ответа на запрос пользователя по этой базе знаний. Знания задаются логическими формулами, выражающими факты и утверждения о фактах, а также правилами вывода фактов и утверждений о фактах и метаправилами вывода правил.

Аппаратное обеспечение — совокупность всех устройств компьютера: процессор, память, клавиатура, монитор и так далее.

Адекватность информации (модели) — уровень соответствия модели, создаваемой на основе имеющейся информации, реальному объекту или процессу.

Активное действие — деятельность, которую может выполнять сам объект.

АКТИВНОЕ ОКНО [active window] – окно (на экране), обладающее фокусом ввода, т.е. воспринимающее от пользователя команды с клавиатуры или от кнопок мыши. На экране может быть только одно активное окно в данный момент. Изменить активное окно можно щелчком мыши на любом месте окна, которое должно быть активизировано, а также специальными командами меню и клавиатуры (в зависимости от контекста работы).

Алгебра логики (булева алгебра). -Математический аппарат, с помощью которого записывают (кодируют), упрощают, вычисляют и преобразовывают логические высказывания.

Алгоритм — конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

Алгоритм — это предназначенное для конкретного исполнителя точное описание последовательности действий, направленных на решение поставленной задачи. Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ [algorithmizing] - 1. Этап решения проблемы, состоящий в формулировке, построении и синтезе алгоритма решения проблемы (задания) с помощью ВМ; процесс представления алгоритмического знания для обработки на ВМ. 2. Раздел информатики, изучающий методы построения алгоритмов. А. включает фазы формирования цели и критерия достижения цели, формализации постановки проблемы в заданном исчислении, логический анализ и вывод решения проблемы, оформление записи алгоритма на некотором алгоритмическом языке. Процесс А. поддается автоматизации в системах синтеза программ и в некоторых интеллектуальных системах.

АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [algorithmic knowledge] - знания, представленные на каком-либо алгоритмическом языке. А.з. определяют предмет, явление или процесс через представление о том, что надо проделать, чтобы получить искомое.

АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК [algorithmic language] - язык программирования, ориентированный на запись алгоритмов в форме, пригодной для ввода и выполнения в ВМ. Примерами А.я. являются: Фортран, Ада, Алгол, Паскаль, Си, ассемблерный и машинный языки. А.я. предполагает строчную запись алгоритмов из символов, имеющихся на клавиатуре устройства ввода текстов в ВМ.

АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ [algorithmic support] - совокупность алгоритмов, процедур или программ для решения конкретного класса задач.

АЛГОРИТМЫ МАРКОВА [Markov algorithm] - метод уточнения понятия алгоритма, состоящий в формальном определении предписания на основе формул подстановок, выполняемых в определенном порядке и предназначенных для преобразования слов из символов (букв) в новые слова. А.М. называется нормальным алгорифмом.

Алгоритм вспомогательный — алгоритм, решающий некоторую подзадачу основной задачи.

Алгоритм линейный — алгоритм, в котором команды выполняются в порядке, в котором они записаны, т. е. по­следовательно друг за другом.

Алфавит. - Фиксированный для данного языка набор основных символов, т.е. "букв алфавита", из которых должен состоять любой текст на этом языке. Никакие другие символы в тексте не допускаются. 

АЛФАВИТНОЕ КОДИРОВАНИЕ [alphabetic coding] - кодирование сообщения при помощи элементов алфавита или последовательностей символов.

АЛФАВИТНО-ЦИФРОВАЯ КЛАВИАТУРА [alphanumeric keyboards] - клавиатура ввода данных с помощью кодовых представлений цифр, букв, знаков грамматики или арифметики и функциональных символов.

АЛФАВИТНО-ЦИФРОВОЕ ПЕЧАТАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (АЦПУ) [alphanumeric printer] - устройство вывода результатов работы программ ВМ в цифровой или алфавитной форме. АЦПУ персональных ВМ называют принтером.

АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ [alphabetic catalog] - каталог, в котором ключевые слова или термины располагаются в алфавитном порядке, они лексикографически упорядочены.

АНАГРАММА [anagram] - слово или словосочетание, образованные путем перестановки букв для получения новых слов или словосочетаний. А. часто используется в программировании при формировании идентификаторов.

Анализ — мысленное разделение объекта на составные части или мысленное выделение признаков объекта.

АНАЛИЗ [analysis] - метод исследования, научного познания, при котором изучаемый предмет, явление или процесс мысленно или реально расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем рассматривается в отдельности как часть расчлененного целого с целью получения нового знания о предмете, явлении или процессе соответственно. Бывает грамматический, синтаксический, семантический, лексический, зависимый, информационный, одноаспектный, многоаспектный, морфологический, независимый или предикативный А.

АНАЛИЗ АЛГОРИТМОВ [algorithmic analysis] - раздел информатики, изучающий характеристики описания и выполнения алгоритмов. Объектом изучения может быть символьная длина алгоритма, схема программы, состав микро- или макроопераций, объем памяти под данные, время выполнения алгоритма, правильность его представления и интерпретации.

АНАЛИЗАТОР [analiser] - программа для получения информации о свойствах, содержании или характеристиках некоторого текста.

АНАЛИЗ СЦЕН [analysis scenes] - восстановление предметов (объектов) по их изображениям или реализация машинного видения с помощью дисплея или печати, предназначенное для формирования управления в программах.

АНАЛИЗ СЕТЕЙ (СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ) - группа пространственно-аналитических операций, имеющих цель исследование топологических и геометрических свойств линейных пространственных объектов (линий), образующих древовидные или циклические сети (гидрографическая сеть, сети тальвегов или водоразделов, сети коммуникаций и т.п.), соответствующие графам, как правило, планарным.

АННОТАЦИЯ - 1. Краткая характеристика первичного документа, его части или совокупности документов с точки зрения содержания, назначения, формы и др. особенностей. Аннотация носит пояснительный или рекомендательный характер. - 2. В ГИС-совокупность текстовых, цифровых, символьных, графических и иных элементов, размещаемых внутри или вне поля картографического изображения, то есть вспомогательного и дополнительного оснащения карт или иной графики в ГИС.

АРХИВ - организованная совокупность массивов данных или программ, длительно хранимых на внешних машиночитаемых носителях (например, на магнитных дисках, магнитных лентах и/или CD-ROM) с целью обеспечения возможности их дальнейшего использования.

АРХИТЕКТУРА (ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ) - концепция, определяющая модель, структуру, выполняемые функции и взаимосвязь компонентов сложного объекта.

АНАГЛИФИЧЕСКАЯ КАРТА (АНАГЛИФ) - карта, отпечатанная двумя взаимно дополняющими цветами (сине-зеленым и красным) с параллактическим смещением, так что оба изображения образуют стереопару. При бинокулярном рассмотрении А.к. через специальные очки-светофильтры с красным и сине-зеленым стеклами - читатель видит черно-белое стереоскопическое (объемное) изображение местности. Методы компьютерной графики позволяют получать А.к. на дисплее.

АНАЛИЗ БЛИЗОСТИ - 1. пространственно-аналитическая операция, основанная на поиске двух ближайших точек среди заданного их множества и используемая в различных алгоритмах пространственного анализа. - 2. в ГИС растрового типа: присвоение элементу растра нового значения как некоторой функции значений окрестных элементов (задачи сглаживания, фильтрации).

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВЫКЛАДКИ [analytical manipulation] - производство символьных преобразований текстов некоторого языка по заданным правилам для получения текстов этого же языка, но обладающих свойством оптимальности или представляющих решение некоторой проблемы.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ [analytical expression] - любое выражение, определяющее совокупность действий над операндами или операциями и представленное последовательностью символов.

АНАЛОГ [analog] - предмет, явление или процесс, обладающий сходными признаками с изучаемым предметом, явлением или процессом.

АНАЛОГИЯ [analogy] - наличие у двух и более предметов, явлений или процессов общих каких-либо условий, позволяющих переносить сведения об одних предметах, явлениях или процессах на другие; возможны аналогии по характеристикам, свойствам или признакам.

АНАЛОГОВАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА [analog computer] - ВМ, в которой обработка сигнальной информации происходит с помощью физических процессов, моделирующих вычисления или преобразования. А.в.м. бывают быстродействующие, итеративные, матричные, медленные, механические, однократного действия, пневматические, с периодизацией, специализированные, структурные, электромеханические, электронные.

Антивирусные программы. - Предотвращают заражение компьютерным вирусом и ликвидируют последствия заражения. 

АППАРАТУРА ВМ [computer apparatus] - технические средства, обеспечивающие ввод, обработку и вывод результатов решения проблемы с помощью средств математики, кибернетики и информатики.

АППРОКСИМАЦИЯ [approximation] - замена одних количественных математических предметов (объектов) другими, в том или ином смысле близкими к первым и простыми для использования, например замена функции полиномом.

АПРИОРИ [a priori] - понятие логики и теории познания, характеризующее знание, которое было накоплено до опыта и независимо от опыта.

Арифметико-логическое устройство (АЛУ). - Часть процессора, которая производит выполнение операций, предусмотренных данным компьютером. 

АРХИВ (в информатике) [archives] - система программных средств, физических носителей информации и административных мероприятий, обеспечивающая хранение и доступ к данным в форме документов на программные модули, миссивы, записи или таблицы.

АРХИТЕКТУРА (ВМ или системы) [computer architecture] - совокупность принципов логической и физической организации, структуры или построения аппаратных или программных средств, процедур управления, состав и назначение таких средств, протоколы обмена и интерфейсы двух или нескольких из этих средств. А. ВМ - общая логическая организация ВМ: состав, назначение и функции технических средств, принципы кодирования; к А. относится все, что определяет принципы обработки информации на данном типе ВМ или данной системой.

Архитектура фон Неймана. - Одно арифметико-логическое устройство АЛУ), через которое проходит поток данных, и одно устройство управления (УУ), через которое проходит поток команд.

Архитектура компьютера. - Логическая организация, структура и ресурсы компьютера, которые может использовать программист. Определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера. 

АССЕМБЛЕР [assembler] - системная программа преобразования символьных команд в машинные коды с диагностикой ошибок, вычислением адресов и констант, распределением памяти, включением библиотечных программных модулей,  генерированием кодов, устранением избыточности (например, комментариев). Программа из символьных команд пишется на языке А., с помощью которого программист имеет доступ ко всем ресурсам ВМ. Команды программы записываются построчно.

АССЕМБЛЕРНЫЙ ЯЗЫК [assembler language] - см. автокод.

АССЕМБЛИРОВАНИЕ [assemblage] - процесс перевода текстов программ, написанных на языке ассемблера, на машинный язык или машинный код.

АССОЦИАТИВНАЯ ПАМЯТЬ [associative memory] - безадресная память, в которой адресация осуществляется на основе характеристик содержимого в памяти (например, свойство данного или его признак), а не по адресам или местоположению данного в памяти. В информационном слове содержится и адрес этого слова, который называется ключом или поисковым образом.

ASCII. - Читается "аски". Американский стандартный код обмена информацией. Широко используется для кодирования в виде байта букв, цифр, знаков операций и других компьютерных символов. 

АССОЦИАТИВНАЯ СВЯЗЬ - вид связи, устанавливаемый исходя из заданного сочетания признаков данных, которые образуют упорядоченные последовательные цепочки. Указатели на связанные данные (<адреса связи>) могут размещаться в самих данных или программных средствах управления базой данных.

АТЛАС (ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АТЛАС) - систематическое собрание карт, выполненных по единой программе и изданных в виде книги или набора листов.

АТРИБУТ (РЕКВИЗИТ) - свойство, качественный или количественный признак, характеризующий пространственный объект (но не связанный с его местоуказанием) и ассоциированный с его уникальным номером, или идентификатором; наборы значений А. обычно представляются в форме таблиц средствами реляционных СУБД. В более широком смысле под А. понимается любое, пространственное и непространственное свойство объекта; в этом случае говорят о пространственных А. и непространственных А. Процесс присвоения пространственным объектам А. или связывания объектов с А. носит название атрибутирования

Аудиоадаптер (Sound Blaster, звуковая плата). - Специальная электронная плата, которая позволяет записывать звук, воспроизводить его и создавать программными средствами с помощью микрофона, наушников, динамиков, встроенного синтезатора и другого оборудования.

Б

База данных — поименованная совокупность структурированных данных предметной области.

БАЗА ЗНАНИЙ - совокупность фактов и правил, описывающая предметную область и позволяющая отвечать на вопросы, соответствующие этой предметной области, ответы на которые в явном виде не присутствуют в базе.

БАЗИСНЫЙ ВАРИАНТ - проектное решение, принимаемое в качестве исходного, с которым сравнивается данное рассматриваемое проектное решение.

БАЗОВЫЙ МАССИВ ДАННЫХ - информация на машиночитаемых носителях, организованная в соответствии с требованиями единого языка описания данных и представляющая собой информационную основу банка данных. 

БАЙТ [byte] - группа из восьми битов (реже из семи или шести битов), используемая для представления в памяти ВМ кодов символов; Б. - это также единица измерения количества информации или объема памяти. Производными единицами являются: килобайт, мегабайт, гигабайт и т.п.

БАНК ДАННЫХ [data bank] - совокупность оперативно доступных взаимосвязанных данных, которая может входить в базу знаний. Иногда под Б.д. понимают совокупность баз данных.

БЕЗБУМАЖНАЯ ИНФОРМАТИКА [paperless informatics] - технология информатики, использующая в качестве носителей информации электромагнитные, электронные и видео устройства вместо бумаги (например, дисплей и терминалы, обмен данными, текстами или сообщениями по физическим каналам связи с терминалами или через дисплей). Б.и. минимизирует использование бумажных носителей информации и сообщений для хранения исходных данных и результатов обработки информации и знаний. Б.и. постепенно и широко подкрепляется правовыми и техническими процедурами и распространяется также на финансовое дело.

БЕЗОПАСНОСТЬ [security] - свойство системы обеспечивать выполнение функций в соответствии с требованиями по ограничению доступа, обеспечению скрытости или секретности, защиты от любого несанкционированного доступа и исключения искажений, замены или разрушений. Б. - возможное отсутствие риска, связанного с нанесением некоторого ущерба.

БАНК ДАННЫХ (БнД) - Информационная система централизованного хранения и коллективного использования данных. Содержит совокупность баз данных, СУБД и комплекс прикладных программ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ - совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации и общей характеристики. 

БИБЛИОТЕКА [library] - 1. Совокупность связанных определенным отношением предметов: данных, программ, знаний, текстов, фильмов, журналов, документов и др. Местоположение предмета в Б. определяется по каталогу, справочнику или картотеке. 2. Учреждение, осуществляющее сбор, обработку, хранение, выдачу потребителям печатных и др. документов. Б. бывают массовые, государственные, абонементные, научные, отраслевые, патентные, передвижные, программные.

БИБЛИОТЕКА БАЗ ДАННЫХ [data base library] - библиотека, содержащая совокупность баз данных, объединенная общими средствами использования с помощью картотеки описаний их назначения и структур, а также системы управления базой данных.

БИБЛИОТЕКА БАЗ ЗНАНИЙ [knowledge base library] - библиотека, содержащая совокупность баз знаний, объединенная общими средствами проверки, тестирования, верификации, использования с помощью процедур и картотеки описаний их назначения и структур, а также системы управления базой знаний.

БИБЛИОТЕКА ПРОГРАММ [program library] – библиотека, содержащая набор программных (библиотечных) модулей или систем, обладающая свойствами контролируемого доступа, пополнения, изъятия и копирования. Различают следующие классы Б.п.: системные - доступные системе программирования, общие - доступные для всех пользователей, проекта - относящиеся к данному программному проекту, личные - для персональных программ пользователя и др

БУФЕРНАЯ ЗОНА (БУФЕР) - полигональный слой, образованный путем расчета и построения эквидистант, или эквидистантных линий, равноудаленных относительно множества точечных, линейных или полигональных пространственных объектов. Операция "буферизации" используется, например, для целей выделения 200-мильной экономической зоны побережья, 100-метровой полосы отчуждения транспортной магистрали и т.п. Б.з. полигонального объекта может строиться вовне и внутри полигона.

Бит — наименьшая единица измерения объема информации.

Блок ячеек — группа смежных ячеек, которая может состоять из одной ячейки, строки (или ее части), стол­бца (или его части), а также последовательности строк или столбцов (или их частей).

БЛОКИРОВАНИЕ [blocking] - приостановка действий по известному признаку или сообщения для выполнения каких-либо вспомогательных действий или прекращения приостановленных действий.

БЛОЧНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ [blocking programming] - метод информатики (программирования), состоящий из приемов представления программы фрагментами, каждый из которых призван выполнять некоторую подфункцию и скрывать данные, внутренние операции и управление путем введения локальных описаний и определений, а также последовательностей операторов и обработчиков исключений.

БЛОЧНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ [blocking designing] - метод информатики, состоящий из приемов представления проекта фрагментами, каждый из которых призван выполнять некоторую подфункцию и скрывать данные и внутренние объекты путем введения локальных описаний и определений, а также последовательностей действий.

БОД [baud] - единица пропускной способности канала связи, равная 1 бит/с.

Браузер — программа, служащая для просмотра Web-документов, т. е. обеспечивающая переход на другой объект в соответствии с гиперссылкой

БУФЕР [buffer] - область памяти ВМ, предназначенная для промежуточного или временного хранения данных при согласовании скоростей передачи и приема данных между двумя устройствами или программами. С Б. могут быть связаны указатели точки записи и точки чтения.

БУФЕРНОЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО [buffer storage] - запоминающее устройство для промежуточного хранения информации при обмене между устройствами ВМ, работающими с разными скоростями (регистры, магнитные ленты и барабаны, диски и дискеты).

БЫСТРОДЕЙСТВИЕ [high speed] - показатель скорости работы ВМ (число операций в единицу времени), программы (число операций или функций в единицу времени), алгоритма (число операций или операторов в единицу времени), устройства чтения или записи (число символов в единицу времени) или канала передачи данных (в бодах).

БЫТОВАЯ ВМ [life computer] - миниатюрный недорогой компьютер, предназначенный для выполнения главным образом следующих работ: развлечение в форме машинных игр, обучение программированию, перевод печатного или звукового материала с одного языка на другой, набор и редактирование текстов, решения бытовых задач по подбору, например, обеденного меню, организация делового общения по каналом электронной почты, автоматизация деятельности специалистов в области печати, исследований, педагогики и др. Б.ВМ являются информационным терминалом с доступом в базы данных и знаний, в хранилища библиотек и др.

Буфер обмена (в среде Windows) специальная область памяти, выделенная для временного хранения копий частей документов.

Быстродействие памяти — время, необходимое для считывания или записи порции информации.

Блок-схема — форма записи алгоритма, при которой для обозначения различных шагов алгоритма используются геометрические фигуры: овал (начало и конец), параллелограмм (ввод/вывод), ромб (принятие решения) и прямоугольник (выполнение действия). Стрелки, связы­вающие эти фигуры, задают порядок выполнения соответствующих шагов.

В

ВАЛИДАЦИЯ [validation] - процедура установления достоверности информации, данных, программ или знаний, включая восстановление некорректных сведений при наличии информационной избыточности или ошибок, и оценки сведений на соответствие с требованиями.

ВВОД [input] - операция или процесс передачи порции данных из внешней памяти во внутреннюю память: чтение с физических носителей, клавиатуры, внешних запоминающих устройств, перфоленты или перфокарты, линии связи, мыши, джостика, сканера и др. В. реализуется по команде, запросу (инициативе получателя) или по прерыванию (инициатива источника данных). Все языки программирования имеют средства В. данных. Обычно с вводом связан формат данных для контроля В и способ проверки правильности В.

ВВОД ДАННЫХ - процесс передачи данных от внешней памяти или от внешнего оборудования во внутреннюю память. 

ВЕДЕНИЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ [conduct an program proect] - метод информатики, включающий способы формирования объемных, временных, паспортных характеристик (атрибутов) программных библиотек проекта и автоматизацию сбора, хранения, обработки и выдачи этих атрибутов из каталогов проекта и модулей. Метод В.п.п. предназначен для определения состояния проекта, статистических данных о проекте, автоматического формирования кода при изменениях программ и контроля хода создания программ.

ВЕКТОР (в информатике) [vector] - занумерованная по позициям от единицы до некоторого числа конечная (реже бесконечная) последовательность однотипных величин, определяемый чаще всего массивом данных.

ВЕЛИЧИНА (в информатике) [variable] - объект, имеющий имя, которое ссылается на значение определенного типа. В. является главным средством для обозначения обрабатываемой информации при создании алгоритмов и программ. В. бывают глобальными (они описаны вне области использования) или локальными (видимых и описанных только в области использования), переменными (изменяющими свои значения) или константами (сохраняющими свои значения), скалярными или составными (составленными из скалярных и, возможно, вновь составных В.). Под значения В. выделяется память ВМ статически (до выполнения программы) или динамически (во время выполнения программы). Имя В. используется в записях алгоритмов, знаний или в качестве значений другой В. ссылочного типа.

ВЕРИФИКАЦИЯ (программы или данных) [verification] - метод исследования программ и данных (или знаний), состоящий в проверке, эмпирическом или теоретическом подтверждении функциональной правильности программ, данных или знаний путем сопоставления результатов прогона программ с вполне определенными априори результатами. В. - формальное доказательство правильности сведений путем сбора, инспекции, тестирования, контроля, логического вывода утверждений о программе. В. должна убеждать разработчика в том, что программа будет выполнять заложенные в нее функции, этому же будут способствовать данные и знания.

ВЕКТОРИЗАТОР - программное средство для выполнения растрово-векторного преобразования (векторизации) пространственных данных.

ВЕКТОРНО - ТОПОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (ЛИНЕЙНО-УЗЛОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ) - разновидность векторного представления линейных и полигональных пространственных объектов, описывающего не только их геометрию, но и топологические отношения между полигонами, дугами и узлами.

ВЕКТОРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (ВЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ДАННЫХ) - цифровое едставление точечных, линейных и полигональных пространственных объектов в виде набора координатных пар, с описанием только геометрии объектов, что соответствует нетопологическому В.п. линейных и полигональных объектов или геометрию и топологические отношения (топологию) в виде векторно-топологического представления; в машинной реализации В.п. соответствует векторный формат пространственных данных.

ВЕКТОРНО-РАСТРОВОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ (РАСТЕРИЗАЦИЯ) - преобразование (конвертирование) векторного представления пространственных объектов в растровое представление путем присваивания элементам растра значений, соответствующих принадлежности или непринадлежности к ним элементов векторных записей объектов.

Векторный   способ   представления   изображений   способ представления изображений в цифровом виде, со­стоящий в том, что некоторый графический объект запи­сывается как закодированная последовательность команд для его создания.

Вербальная модель —информационная модель в мысленной или разговорной форме

Ветвление — форма организации действий, при кото­рой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая по­следовательность действий.

ВЕЩЕСТВЕННЫЙ ТИП [real type] - набор приближенных значений вещественных чисел, заданных с относительной погрешностью (плавающий тип) или с абсолютной погрешностью (фиксированный тип). В.т. реализуется хранимыми в памяти ВМ числами. В.т. определяется точностью приближения и диапазоном и используется при решении вычислительных задач приближенными методами с контролем точности представления числовых данных и результатов. В алгоритмах используются представления значений В.т. в форме вещественных литералов.

Видеоадаптер. - Электронная плата, которая обрабатывает видеоданные (текст и графику) и управляет работой дисплея. Содержит видеопамять, регистры ввода-вывода и модуль BIOS. Посылает в дисплей сигналы управления яркостью лучей и сигналы развёртки изображения

ВИДЕОДИСК [video disc] - дисковый носитель данных с оптической записью и оптическим считыванием (лазерным лучем). Например, диск с диаметром 30 см. может хранить 1024 Мбайт.

ВИДЕОТЕКС [videotex] - метод информатики, обеспечивающий интерактивную передачу сообщений по телефонному каналу, связывающему домашний дисплей с ВМ общего пользования.

ВИДЕОТЕКСТ [videotext] - видеотекс, оснащенный клавиатурой для установления эффективной двусторонней связи и передачи запросов с получением ответов.

ВИДОВОЕ ПОНЯТИЕ [aspectual entity] - понятие, непосредственно входящее в состав другого, более общего (родового) понятия.

ВИДЫ ЗНАНИЙ [knowledge mode] - структурная и классификационная единица в системе знаний. По способам представления знаний различаются следующие В.з.: лингвосемиотические (тексты), семантические (грамматики), концептуальные (описания понятий), фактографические (наборы данных или фактов), теоретические (исчисления), алгоритмические (программы) и кибернетические (описания систем). Знания каждого вида могут быть представлены по форме конкретными знаниями других видов - это основное свойство представлений знаний для обработки их человеком или ВМ. Каждый В.з. образует кластер наименований различных сортов или типов знаний. Например, процедурные знания попадают в кластер алгоритмических знаний.

ВИРТУАЛЬНАЯ МАШИНА [virtual machine] - программа, функционально эквивалентная программному обеспечению, ВМ, устройству, кнопке и т.п., которые эмулируются на конкретной ВМ программно, аппаратно или аппаратно программно, например математическая машина является В.м.

ВИРТУАЛЬНЫЙ [virtual] - характеристика и описание подразумеваемых (мыслимых, концептуальных или кажущихся, а не реально существующих) структур, предоставляемых ресурсов, механизмов, устройств или кнопок; их функционирование осуществляется с помощью аппаратно-программных систем. Например, В. оперативная память имеет больший объем, превышающий по размеру физическую оперативную память и реализуемый с помощью внешней памяти и программ подкачки или передачи отдельных частей (страниц) памяти в процессе обработки хранимой в ней информации.

ВИРУС ВМ [virus] – программа, обладающая свойством выполнять недопустимые действия, которые приводят к искажению информации, зацикливанию программ, порождению своих копий. Бывают В. различных типов: загрузочные, макрокомандные, файловые и др. Для обнаружения и устранения В. применяют антивирусные программы.

Взвешенный граф — граф, вершины или ребра (дуги) которого характеризуются некоторой дополнительной информацией — весом вершины или ребра (дуги).

Вкладка — раздел (страница) диалогового окна.

ВЛОЖЕННОСТЬ [nesting] - свойство языка представления программ или данных, конструкции которых могут быть частью других конструкций, в частности, тех же самых.

ВНЕШНЯЯ ПАМЯТЬ - память, не имеющая постоянной связи с вычислительной машиной, в которой данные записаны в доступной для ЭВМ форме. 

ВНЕШНЕЕ УСТРОЙСТВО [peripherel equipment] - устройство ВМ, предназначенное для подготовки данных, ввода и вывода, хранения и передачи информации, например, устройства набивки перфолент, клавиатура и печатающие устройства, магнитные носители (ленты, диски) и каналы связи ВМ с другими ВМ и устройствами.

ВНУТРЕННИЙ ФОРМАТ - формат локальной (т.е. каждой отдельно взятой) автоматизированной системы. 

ВОЗВРАТ [back tracking] - передача управления из подпрограммы в основную программу (возобновление прерванного основного вычислительного процесса) с восстановлением данных подпрограммы, записываемая оператором возврата. В. указывает момент завершения выполнения подпрограммы. В. может быть связан с передачей значения функции (если подпрограмма представляет функцию со значением), полученного к моменту В.

ВРЕМЯ ОТКЛИКА [response time] - промежуток по времени между вводом запроса и завершением обработки запроса с представлением результата (ответа на запрос).

ВСТАВКА [patching] - новый текст, добавленный автором или редактором в основной текст в ходе замены или синтеза текста. В. может быть фрагментом программы, знаний или данных, предназначенным для исправления ошибок или улучшения основного текста; процесс замены одного текста другим.

ВСТРОЕННАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА [fitted cupbourd (built-in) computer] - ВМ, входящая в состав технической системы контроля или управления некоторым процессом.

ВХОД (в синхронизацию) [input (in synchronization)] - 1. Языковая конструкция, инициирующая вызов задачи и устанавливающая синхронное выполнение действий конструкцией оператора принятия входа. Механизм В. используется в параллельной обработке данных и программ. 2. Указание на схеме начала потока данных, управления или операций.

ВХОДНОЙ ЯЗЫК [input language] - язык для задания ВМ исходной информации (программ, знаний или данных) для выполнения программы или пополнения базы данных или знаний.

ВХОЖДЕНИЕ [occurance] - фрагмент текста, помещенный в текстовый контекст. В. одного и того же фрагмента может быть первым, вторым и т.д. В. Рассматривается как претендент замены на другой фрагмент текста при применении формул подстановок.

ВЫВОД [output] - 1. Операция или процесс передачи данных из внутренней памяти ВМ во внешнюю память: печать на бумагу, выдыча на экран или устройства графики, передача по каналу, перфорация перфоленты и др. В. реализуется по команде, запросу (инициатива источника) или по прерыванию (инициатива получателя). 2. Логический В. - это рассуждение с целью установления истинности какого-либо утверждения, результат применения правила вывода.

ВЫЗОВ (подпрограммы) [call] - инициализация тела процедуры или функции оператором вызова процедуры из программы или тела функции из выражения. В. может содержать в соответствии с синтаксисом фактические параметры, соответствующие формальным параметрам описания подпрограммы или функции и передающие значения телу подпрограммы для переработки. Связь фактических и формальных параметров называется В. по значению, если подпрограмма использует значение фактического параметра, и называется В. по имени, если значение из подпрограммы передается фактическому параметру как некоторое входное данное или результат выполнения подпрограммы.

ВЫПОЛНЕНИЕ [execution] - процесс вычисления значения какой-либо языковой конструкции или точки текста программы (адреса) для передачи управления. Каждая конструкция языка записи алгоритмов или данных должна выполняться в периоды компиляции (трансляции), прогона программы или выдачи результатов. Правила вычисления значения даются в описании семантики этой конструкции языка.

Входная информация — информация об объектах, которую получает чело­век или устройство.

Высказывание — это законченное по смыслу предложение, относительно которого однозначно можно утверждать, истинно оно или ложно.

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА (ВМ) [computer] - чаще техническая и реже программная система, предназначенная для автоматической обработки данных или знаний и решения различных проблем контроля и управления. Наибольшее распространение получили электронные вычислительные машины (ЭВМ), которым предшествовали аналоговые вычислительные машины (АВМ). Прародителями ВМ явились музыкальные шкатулки, шарманки, антропоидные автоматы, ткацкие станки, механические арифмометры, счетно-аналитические машины и другие приборы для измерений. Будущие ВМ могут быть построены на силиконовой или биологической основе.

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА ФОН НЕЙМАНА [von Neuman computer] - ВМ, у которой в памяти хранятся данные и команды, которая последовательно выполняет команды с данными некоторого формата

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ [computing model] - представление данных и алгоритмов численного решения математических или прикладных проблем, а также представление знаний о вычислениях.

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЬ [computing network] - совокупность удаленных друг от друга средств вычислительной техники, соединенных средствами связи передачи данных для коллективного использования, информационного обслуживания, расширения функциональных возможностей каждой отдельной ВМ, решения комплексов проблем.

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА [computing system] - совокупность различных устройств, линий связи и средств вычислительной техники, предназначенная для реализации единого вычислительного процесса. В.с. может содержать несколько процессоров, устройств оперативной и внешней памяти. Различают В.с. пакетной обработки, многомашинные, многопроцессорные, с разделением времени, мультипрограммные, агрегированные и др.

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА [computing machinery] - 1. Ассортимент ВМ, комплексов ВМ и их внешних устройств, приборов, вспомогательного оборудования. 2. Отрасль машиностроения, производящая указанный ассортимент. 3. Техническая дисциплина, изучающая устройства, методы конструирования и способы производства указанного ассортимента, а также исследующая исторические, организационные, политические, социальные, экономические, юридические и аспекты компьютеризации.

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС [computing process] - порядок прогона потока программ до получения результатов выполнения каждой программы, этот порядок должен обеспечить эффективный прогон с учетом особенностей операционной системы.

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР (ВЦ) [computer center] - научно-исследовательское или самостоятельное производственное учреждение или подразделение, оборудованное ВМ или комплексами ВМ и выполняющее заказы по обработке различной информации. Заказы могут быть связаны с разработкой вычислительных методов и программ ВМ. Чаще ВЦ является организацией коллективного пользования, представляющей информационно-вычислительные ресурсы, программное обеспечение, консультации, услуги по хранению носителей данных и т.п.

Выходная информация — информация, которая получается в результате преобразования человеком или устройством входной информации.

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ [computing experiment] - новый вид исследовательской работы, выполняемой с помощью ВМ. В отличие от натурального эксперимента в В.э. вместо предмета, явления или процесса, которые подвергаются исследованию, используется вычислительная модель. В.э. дешевле и повторяем многократно. Натуральный эксперимент иногда не может быть реализован из-за масштаба или при отсутствии физических условий. Достоверность результатов В.э. можно установить или доказать.

Г

Геометрическая модель — объект, геометрически подобный своему прототипу (оригиналу).

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ - обобщение геоизображений мелких масштабов относительно более крупных, осуществляемая в связи с назначением, тематикой, изученностью объекта или техническими условиями получения самого геоизображения.

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ - обобщение позиционных и атрибутивных данных о пространственных объектах в ГИС в автоматическом или интерактивном режимах с использованием операторов генерализации, или генерализационных операторов, их наборов или последовательностей, часть из которых имеет соответствие в приемах и методах картографической генерализации

ГЕНЕРАТОР [generator] - базовая операция над типом, создающая объект и вырабатывающая ссылочное значение, которое указывает на этот объект. Созданный объект должен сохраняться до тех пор, пока существует обозначение объекта некоторым именем. Г. Используется для выделения памяти под значение заданного типа.

ГЕНЕРАТОР КОДА [code generator] - фаза трансляции, в которой по тексту исходного языка или промежуточного кода генерируется объектный код (объектная программа).

ГЕНЕРАТОР ОТЧЕТОВ [report generator] - обслуживающая программа, используемая для генерации текстов программ или текстов вообще; генерирующие программы редактируют данные для выдачи на печать или другой носитель в соответствии с заданным шаблоном.

ГЕНЕРАТОР ПРОГРАММ [program generator] - системная программа, предназначенная для формирования необходимой пользователям модификации машинных программ определенного класса. Г.п. использует параметрические настраиваемые программы, библиотеки программ, из которых формируется требуемая программа (см. также синтез программ).

ГЕНЕРАТОР СЛУЧАЙНЫХ ЧИСЕЛ [random-number generator] - электронное устройство или программа для выработки последовательности случайных числовых кодов с вполне определенными статистическими свойствами и характеристиками. Распределение вероятностей числовых кодов обычно близко к равномерному распределению. Г.с.ч. может входить в состав ВМ для обеспечения получения случайных чисел за один такт работы машины.

ГЕОМАТИКА - 1. совокупность применений информационных технологий, мультимедиа и средств телекоммуникации для обработки данных, анализа геосистем, автоматизированного картографирования; - 2. термин, употребляемый как синоним геоинформатики или геоинформа- ционного картографирования.

ГИПЕРСВЯЗЬ - 1. Связь между записями в документе или различными документами, реализующая гипертекст. Место связи выделяется каким-либо образом (например, цветом, шрифтом и т.д.). - 2. Программа, обеспечивающая гиперсвязь.

ГИПЕРТЕКСТ - 1. Принцип организации информационно-поисковых массивов, при котором отдельные информационные элементы связаны между собой ассоциативными отношениями, обеспечивающими быстрый поиск необходимой информации и/или просмотр взаимосвязанных указанными отношениями данных. Средством организации связей в гипертексте и ориентации в нем является навигатор. - 2. СУБД, реализующая гипертекст.

ГЛАВНАЯ (ВЕДУЩАЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ, ХОСТ) ЭВМ - 1. В многомашинных вычислительных комплексах - ЭВМ, осуществляющая управление другими ЭВМ, организацию работ в системе (вычислительной сети) и производящая основную обработку информации. - 2. В телекоммуникационных вычислительных сетях - ЭВМ, обеспечивающая обслуживание сети, передачу сообщений и выполнение программ, связанных с дополнительными функциями или задачами.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - информационные ресурсы, полученные и оплаченные из федерального бюджета.

Гибкий диск (дискета) — носитель информации в виде тонкого пластмассового диска, покрытого с обеих сторон слоем магнитного вещества и помещённого в защитную оболочку.

ГИБКОЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОИЗВОДСТВО (ГАП) [flexible CAM] - комплекс производственного (станки и инструменты), технологического, транспортного, складского оборудования, управляемого от ВМ для быстрого перехода с выпуска одного изделия на выпуск другого путем замены программы в системе управления и автоматической смены инструментов и оснастки без изменения состава и расположения всего оборудования. ГАП повышает производительность труда, снижает себестоимость продукции, экономит людские ресурсы при увеличении программы выпуска изделий в мелкосерийном производстве. ГАП включает гибкие производственные системы, состоящие из гибких производственных модулей.

ГИГАБАЙТ (Гб) [gigabyte] - производная единица измерения объема информации или емкости памяти, равная 1024 Мб.

Гиперссылка — выделенный объект, связанный с другим файлом и реа­гирующий на щелчок мыши.

Гипертекст — способ представления документов, в которых фрагменты текста или изображения могут выполнять роль ссылок, обеспечивающих переход к другим документам или объектам.

ГИСТОГРАММА [histogram] - ступенчатая функция, полученная путем классификации всех возможных исходов и подсчета числа событий в каждом классе. Г. характеризует относительные частоты, с которыми значения измеряемой величины попадают в множество последовательных интервалов.

Глобальная сеть — объединения компьютеров на удаленных расстояниях с целью общего использования информационных ресурсов, накопленных человечеством.

ГЛОБАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ [global object] - внешний по отношению к данной программе или данному программному модулю объект (определенный вне их состава), имеющий значение до выполнения программы или модуля (полученное вне их) и изменяющий данное значение после выполнения присваивания этому объекту нового значения.

ГОТОВНОСТЬ [availability] - характеристика устройства или программы, определяющая степень способности их принимать и успешно выполнять задания за допустимый

Граф — наглядное средство представления состава и структуры системы. Граф задается множеством вершин и множеством линий (связей), соединяющих некоторые пары вершин. Направленная линия называется дугой, ненаправленная — ребром. Линия, выходящая из некоторой вершины и входящая в нее же, называется петлей. Путь по вершинам и ребрам графа, который любое ребро графа содержит не более одного раза, называется цепью. Цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают, называется циклом.

ГРАФ [count, graph] - связная структура, определяемая множеством вершин и множеством пар вершин (множеством дуг). Последовательность связанных дуг называется маршрутом в графе. С каждой вершиной или/и дугой может связываться элемент некоторого множества объектов (символов) и функция.

ГРАФ ЯЗЫКА [language graph] - граф типа гамака, узлу (вершине) которого соответствует терминальный символ. Полный маршрут в графе от входной вершины до выходной вершины образует (по соответствию) последовательность символов, являющуюся элементом данного языка. Все множество таких последовательностей образует язык, представленный графом языка. Г.я. - это шестерка <Х, У, Т, б, х0, х1>, где Х - некоторое множество вершин, У - некоторое множество дуг, Т - конечное множество терминальных символов, б - отображение Х на Т, х0 принадлежит Х - входная вершина, х1 принадлежит Х - выходная вершина. В семантическом Г.я. имеются дополнительно М и отображение Х на М, где М - номера вызываемых подпрограмм семантического контроля и преобразования входных сообщений в выходные.

ГРАФОПОСТРОИТЕЛЬ (плоттер) [curve plotter] - внешнее устройство ВМ для автоматического представления графической информации, коды которой выводятся из ВМ и управляют кареткой с рисующим пером. Г. бывает планшетным с прямоугольной платформой, на которой располагаются носители графики, барабанным с цилиндром, на который накладывается носитель графики или лазерным.

ГРАФЕМА [grapheme] - минимальная единица письменной речи, соответствующая фонеме в устной речи.

ГРАФИК [graph, diagram] - чертеж, применяемый для наглядного выражения количественной и качественной зависимости взаимосвязанных величин и построенный, как правило, в некоторой системе координат.

ГРАФИК ФУНКЦИИ [function graph] - рисунок, множество точек (линий) плоскости с прямоугольными координатами. Обычно Г.ф. изображает зависимость у=f(x) приближенно, по отдельным точкам.

График — линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины (например, пути) от другой (например, времени). График позволяет отслеживать динамику изменения данных.

ГРАФИЧЕСКАЯ БД - база данных, в которой хранятся графические данные.

ГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ - сведения или данные, представленные в виде схем, эскизов, изображений, графиков, диаграмм, символов.

ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ (ГРАФИЧЕСКИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС) - графическая среда организации взаимодействия пользователя с вычислительной системой (см. интерфейс пользователя).

ГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ - рисунок, конфигурация, структура геоизображения, отображающая реальную или абстрактную геоструктуру (геосистему), являющуюся ее прообразом.

Графический примитив — простейшая геометрическая фигура с заданными свойствами.

ГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ [graphic information] - информация, выражаемая при помощи наглядных графических образов (точек, линий, штриховки и пятен) и представляемая в графических документах. К Г.и. относятся изображения различных символов, рисунков из линий и пятен, выполненных черно-белыми или цветными тонами.

ГРАФИЧЕСКИЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ [graphic computation] - методы преобразования графической информации для решения геометрических проблем путем графических построений, редактирования изображения или стирания его фрагментов. Г.в. используются в прикладной математике, а современными средствами реализации Г.в. являются ВМ с графическими дисплеями. К достоинствам Г.в. относится простота выполнения и наглядность, к недостатку - малая точность результатов. Наиболее распространенными являются Г.в. для интерполяции, построения фигур, дифференцирования и интегрирования дифференциальных уравнений.

ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР [graphic editor] - системная или специализированная программа, предназначенная для создания и редактирования графических изображений на экране дисплея и для работы с графическими изображениями при производстве графических вычислений. С помощью Г.р. получают рисунки и графики из точек, линий, пятен, окраса или штриховки областей.

графическое знание [graphic knowledge] - композиция изображений или отдельно взятое изображение, зафиксированное на физическом носителе. Г.з. базируется понятиях со структурой (имя, значение), имя – это изображение, значение – текст об изображении.

ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ [graphic scene (picture, image)] - изображение, в котором в некоторой графической форме передается содержание, значение, характеристики изображаемого предмета, явления или процесса. Г.и. может иметь вид условного отображения на графике, чертеже, рисунке, кино, фотографии, экране дисплея и т.п.

ГРУППОВОЕ КОДИРОВАНИЕ (КОДИРОВАНИЕ ГРУППАМИ ОТРЕЗКОВ) - один из простых и распространенных методов сжатия растровых данных, основанный на замене групп повторяющихся символов в последовательности значением числа повторений (например, последовательность 00000111107777 имеет групповой год 50411047), иначе говоря, замена отрезка, состоящего из одноименных элементов растра, длиной отрезка.

 

Д

ДАМП [dump] - перенос содержимого раздела памяти в другой раздел или вывод листинга содержимого оперативной памяти ВМ в случаях, когда необходим анализ кодов для выяснения причин сбоев или аварийного завершения задания.

Данные — информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером.

Датчик — инструмент, измеряющий параметр объекта.

ДАТЧИК ВРЕМЕНИ [time-of-day clock] - устройство для измерения интервалов времени с выдачей временных управляющих сигналов или отметок текущего времени. Д.в. - это внутренние часы ВМ, счетчик временных интервалов или преобразователь показаний внешних часов.

ДАТЧИК СЛУЧАЙНЫХ ЧИСЕЛ [random number allocator] - см. генератор случайных чисел.

ДВОИЧНОЕ ДЕРЕВО [binary tree] - дерево, все узлы (кроме узла-листа дерева) которого разбиваются на два непересекающиеся множества, а каждое множество само является двоичным деревом (из каждого такого узла выходят две дуги, а входит одна). Д.д. из n узлов имеет минимальную длину, равную log n.

ДВОИЧНЫЙ КОД [binary code] - код, для представления которого используется последовательность битов. Обратный Д.к. для положительных целых чисел совпадает с прямым кодом, а для отрицательных целых чисел он получается из соответствующего прямого кода поразрядным обращением (заменой на противоположный) каждого бита, кроме знакового разряда. Дополнительный Д.к. для положительных целых чисел совпадает с прямым кодом, а для отрицательных целых чисел он получается из обратного сложением с единицей. Сложение чисел в дополнительном Д.к. требует меньше циклических переносов.

ДВОИЧНЫЙ ПОИСК [binary search] - вид дихотомического поиска элементов данных, имеющих некоторую желаемую характеристику, при котором набор элементов на каждом шаге поиска делится на две части.

ДВОЙСТВЕННАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ [dual Boolean operation] - две логические операции взаимно двойственными, если результат первой является отрицанием результата второй для одних и тех же переменных, значения которых для первой и второй операции являются взаимным отрицанием.

ДЕДУКТИВНАЯ СИСТЕМА (исчисление) [deduction system] - система, включающая формальный язык, выделенные объекты - аксиомы и правила построения новых объектов из некоторого количества исходных или уже построенных объектов. Д.с. - это формальная основа для организации системы знаний.

ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ [deduction conclusion] - последовательность умозаключений, в результате которой на основании уже имеющегося некоторого знания об исследуемых предметах, явлениях или процессах и их применения к ним общего правила, действующего в пределах данного множества (класса) предметов, явлений или процессов, получается новое знание о предмете, явлении или процессе.

ДЕДУКЦИЯ [deduction] - метод научного исследования, заключающийся в переходе от знания самых общих положений к знанию меньшей общности, частных положений. Д. - это форма мышления, для которой новое знание выводится чисто логическим путем из предшествующих знаний, возможно полученных в результате Д. Д. - это вывод по правилам логики, состоящий из цепи умозаключений, звенья которой связаны отношением логического следования; цепочки завершаются аксиомами, постулатами или гипотезами из посылок для теорем, лемм и вспомогательных утверждений.

ДЕЗИНФОРМИРОВАНИЕ [misinforming] - искажение передаваемой информации, приводящее к созданию ложного представления у пользователей этой информации. Д. используется при защите программ, знаний и данных.

ДЕЙСТВИЕ [action] - процесс выполнения одной команды или такта устройства.

ДЕКОДЕР [decoder] - устройство, осуществляющее декодирование.

ДЕКОДИРОВАНИЕ [decoding] - восстановление дискретного сообщения по сигналу на выходе дискретного канала, осуществляемое с учетом правил кодирования. Д. - это процедура, обратная кодированию.

ДЕКОМПИЛЯЦИЯ [decompiling] - процедура и результат обратного восстановления программы из объектного представления в исходный вид.

ДЕКОМПОЗИЦИЯ [decomposition] - операция расчленения композиции двух и более объектов или их значений для получения исходных (не расчленяемых в данном смысле) объектов или значений

ДЕСКРИПТОР [descriptor] - хранимая в памяти ВМ информация о свойствах таких объектов, как массив, запись или файл. Д. предназначен для упрощения доступа (ускорения поиска) к данным - элементам массива, записи или файла. Д. содержит обычно адрес начального элемента, количество элементов и измерений, шаг по индексу и свойства индексов. Д. - это лексическая единица языка для представления атрибутов данных. Д. бывает ассоциативный, видовой, подчиненный, подчиняющий, родовой.

ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ [decimal numeration system] - позиционная система счисления с основанием 10. Для записи чисел в Д.с.с. используются цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Для обозначения больших и малых масштабов используют такие степени масштабов (и приставки для слов кратных и дольных десяти и приставки для слов кратных и дольных единиц):

Дерево — граф иерархической системы; между любыми двумя вершинами дерева существует единственный путь.

Действие — проявление деятельности объекта.

ДЕКОДИРОВАНИЕ - операция извлечения полезной информации из массива, перегруженного избыточными разрядами записи, включенными в него с целью помехо-защиты при хранении.

ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ (ТЕСТОВАЯ) БД - база данных небольшого объема, представляющая фрагмент какой-либо реальной БД и предназначенная для демонстрации (в том числе рекламирования) возможностей СУБД или исходной БД.

ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ, ДЕМОВЕРСИЯ - программа, созданная для целей рекламы основного программного продукта (например, пакета прикладных программ, отдельной программы и т.п.). 

ДЕШИФРОВАНИЕ [decoverring] - процесс преобразования зашифрованного текстового сообщения в его первоначальную форму.

Джойстик — дополнительное устройство ввода для компьютерных игр.

ДИАГНОСТИКА [diagnostics] - получение и обработка представления информации о состоянии технического, физиологического или программного обеспечения или их составных частей с целью обнаружения болезней или неисправностей, а также их локализации и выявления причин появления.

ДИАГРАММА ПОТОКА ДАННЫХ [diagram of dataflow] - графическое представление маршрута потоков данных в процессе решения определенной проблемы, отражающее основные этапы и средства обработки.

ДИАКОПТИКА - совокупность идей и методов, направленных на повышение эффективности моделирования и анализа сложных систем посредством расчленения их описаний на части и дальнейшего согласованного исследования их частей. Диакоптическими методами анализа являются методы анализа математических моделей.

ДИАКРИТИЧЕСКИЙ ЗНАК [diacritical sign] - подстрочный или надстрочный графический знак, изменяющий произношение звука, обозначенного буквой, и значение базового знака.

Диаграмма — графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений. Наиболее распространенные типы диаграмм: круговая, столбчатая, ярусная, областная.

Диалоговое окно — элемент управления, предоставляющий возможность передать компьютеру более подробную информацию о сделанном выборе.

ДИАЛОГОВАЯ ПРОГРАММА [dialogue program] - программа, при выполнении которой происходит диалог, обеспечивающий человека информацией о состоянии программы или результатов и ввод данных для дальнейшего выполнения программы после приостановки или останова. Д.п. является главной частью диалоговой системы, которые подразделяются по числу пользователей, по их квалификации, по языку общения и которые бывают справочно-информационными, управляющими, обучающими, игровыми, для программирования, отладки и редактирования.

ДИАЛОГОВАЯ СИСТЕМА [dialogue system] - программное обеспечение, реализующее диалог человека или среды с ВМ. Д.с. может включать взаимодействие с внешними устройствами ВМ.

ДИАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ [dialogue mode] - режим взаимодействия пользователя с ВМ, при котором происходит обмен сообщениями в темпе, соизмеримом с темпом обработки данных человеком. При диалоге используются разнообразные диалоговые языки записи данных, фактов, программ, знаний или списка работ и подработ (меню).

ДИАПАЗОН [range] - упорядоченный набор значений скалярного типа. Д. задается нижней и верхней границами этих значений. Значения Д. считаются принадлежащими этому диапазону.

Дизъюнкция «ИЛИ»—логическая операция, имеющая значение «истина», если истинно хотя бы одно из составляющих высказываний. Дизъюнкция имеет значение «ложь», только если ложны все высказывания.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (алгоритмическая или программная логика) [dinamical logic] - раздел теоретического программирования, используемый в информатике и посвященный исследованию аксиоматических исчислений для построения ситсем синтеза и верификации программ и для представления семантики языков программирования.

ДИНАМИЧЕСКИЙ [dinamic] - характеристика предмета, явления или процесса, параметры которых изменяются или подвергаются изменениям со временем или в процессе функционирования объекта.

ДИНАМИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ [dinamical object] - объект, состояние которого изменяется во время выполнения программы и характеризуется совокупностью его последовательных значений.

ДИСКОВОД – внешнее устройство, управляющее вращением магнитного диска, чтением с диском и записью на диск данных.

ДИСКРЕТ [discret] - расстояние между двумя соседними числами, представленными в памяти ВМ. Д. целых чисел равен единице, Д. фиксированных обычно равен 2 в степени (-К+1), где К - разрядность машинного слова, Д. плавающих определяется единицей изображаемого младшего разряда.

ДИСКРЕТИЗАЦИЯ [sampling] - процесс преобразования непрерывной величины в дискретную с известной точностью. Д. изображений - преобразование непрерывной функции двух (и более) переменных в дискретную функцию дискретных переменных.

ДИСКРЕТНОСТЬ [discretement] - характеристика предмета или явления наборами различных значений, которые выделяют их среди других предметов или явлений по той же характеристике.

ДИСКРЕТНЫЙ ТИП [discrete type] - упорядоченный набор различных значений. К этому классу относятся символьный, логический, истинностный, ссылочный, конечное множество и целый типы; они используются для индексирования, управления повторением и выбором варианта.

ДИСПЛЕЙ [display] - оконечное устройство (терминал) визуального отображения символьных (текстовых) или графических (визуальных) данных на экране для ввода их с помощью клавиатуры и наблюдения результатов обработки данных. Д. по своим возможностям подразделяются на алфавитно-цифровые для воспроизведения текстов, например, в 20 строчек и 80 символов в строчке, векторные для воспроизведения графической информации из отрезков прямых, растровые, мозаичные с яркостью и цветностью. Д. является главным средством оперативного взаимодействия человека с ВМ. Обратная связь обеспечивается курсором - особый подвижный знак, указывающий рабочую точку экрана и перемещаемый нажатием клавиш, движением мыши или джойстика.

ДИТ [dit] - единица количества информации, содержащейся в сообщении о данном состоянии системы, имеющей десять равновероятных состояний; количество информации, равное единице при выборе основания логарифма в выражении для количества информации, равного десяти.

ДЛИНА СЛОВА [length of word] - число символов в слове (от нуля), число единиц информации в представлении данных.

ДОКАЗАТЕЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ [proof programming] - метод информатики, использующий совмещение ручного или автоматического синтеза программы с доказательством соответствия программы решаемой задаче и использованием знания о предметной и проблемной области.

Документ — любой текст, созданный с помощью текстового редактора (процессора), вместе с включёнными в него нетекстовыми материалами (графикой, звуковыми фрагментами или видеоклипами).

ДОКУМЕНТАЦИЯ [documentation] - рукописные или печатные документы о заданиях, предположениях, языках, словарях, методах и способах применения и использования предметов в некотором процессе материального, энергетического или информационного производства.

ДОМЕН [domain] - конечное множество однотипных значений.

ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ [notice-board] - глобальная (распределенная) структура данных, предназначенная для осуществления обмена информацией о фактах, об утверждениях о фактах или о логических выводах.

ДОСТУП [access] - процедура установления связи с устройствами памяти для поиска, чтения или записи данных. Д. бывает прямой, коллективной, случайной, последовательной, телекоммуникационной, графической.

ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ (ДОКУМЕНТ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

ДОКУМЕНТОГРАФИЧЕСКАЯ БД (ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ БД) - БД, содержащая библиографические описания документов и /или их рефераты.

ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА , Web-СТРАНИЦА - первая страница экрана WWW-сервера, несущая сведения о владельце и предоставляемых им информационных ресурсах и услугах.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ - величина, обратно пропорциональная вероятности возникновения ошибок в данной информационной системе. 

ДОСУГОВАЯ ИНФОРМАТИКА [leisure informatics] - отрасль информатики, изучающая структуру досуга человека и разрабатывающая средства и методы информатики для обеспечения его досуга в формах чтения литературы с экрана, разработки домашнего меню, компьютерной игры и др.

ДРАЙВЕР [driver] - системная управляющая программа в составе операционной системы, предназначенная для организации обмена информацией между оперативной и внешней памятью.

Драйвер устройства — программа, управляющая работой конкретного устройства ввода-вывода информации.

Е

ЕДИНИЦА ФИЗИЧЕСКОЙ ВЕЛИЧИНЫ - физическая величина, которой по определению присвоено числовое значение, равно 1.

Единицы измерения информации — бит (0, 1), байт (8 битов), килобайт (1024 байта), мегабайт (1024 килобайта), гигабайт (1024 мегабайта).

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО - совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе общих принципов и по общим правилам.

ЕДИНСТВО ИЗМЕРЕНИЙ - состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах и погрешности измерений известны с заданной вероятностью.

ЕДИНИЦА ПЕРЕВОДА [translation unit] - минимальный отрезок текста на входном языке, который соответствует такому набору элементарных значений в языке-посреднике и который может быть поставлен в соответствие с некоторым отрезком текста на выходном языке.

ЕДИНИЧНОЕ ПОНЯТИЕ [unit entity] - понятие, в объем которого входит только один предмет или в котором отражаются признаки только одного предмета. Объем Е.п. равен единице.

ЕМКОСТЬ (запоминающего устройства) [capacity] - максимальное количество хранимых в памяти машины слов (байтов или битов), обычно приводимое к эквивалентному числу бит из-за большого различия в размерах слов. Наиболее распространенной единицей памяти для определения Е. является байт.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК (ЕЯ) [natural language (NL)] - язык, исторически возникший естественным путем в общении людей друг с другом. ЕЯ характеризуется неформальной грамматикой и большим числом грамматических категорий. Применение ЕЯ в информатике повышает интеллект программной системы.

Ж

Жёсткий диск (винчестер) — носитель информации в виде нескольких расположенных на одной оси и помещённых в герметичный корпус магнитных дисков.

ЖИВУЧЕСТЬ (программы) [vitality] - способность программы противостоять воздействиям внешних возмущений, выражающихся, например при переработке данных, подачей данных, не входящих в требуемый диапазон значений.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОБЪЕКТА [object life loop] - время жизни объекта (предмета, явления или процесса) от постановки проблемы использования ВМ до снятия объекта с эксплуатации и тиражирования. Ж.ц.о. включает изобретание, проектирование, разработку и сопровождение объекта в качестве этапов, которые расчленяются на фазы. Фазы (планирование объекта и выработка требований, техническое проектирование объекта, кодирование объекта и ввод в ВМ, комплексирование объекта, его отладка и испытание) состоят из набора работ. Каждая работа (анализ требований, детальное проектирование, кодирование, отладка, верификация и подтверждение, документирование, управление качеством, управление работами) состоит из набора технологических операций. Совокупность технологических операций образует технологический маршрут. Аналогично определяется понятие жизненного цикла проекта, программы, баз данных и знаний и др.

З

ЗАГЛУШКА [stub] - заменяющая подпрограмму часть общей программы, используемая временно для продолжения ее разработки и реальной отладки.

ЗАГОЛОВОК [title] - наименование отдельной самостоятельной части текста, отражающее его основное тематическое содержание.

ЗАГРУЗКА [load] - пересылка данных, программ и знаний с внешнего носителя данных в основную память или из основной памяти в регистровую с целью непосредственного их использования в операциях процессора.

ЗАГРУЗЧИК [loader] - обслуживающая программа, выполняющая функции реальной или предполагаемой (моделируемой) загрузки объектных модулей в память ВМ и редактирования внешних связей между модулями и данными.

ЗАДАНИЕ [task] - 1. Текст с исходными положениями и данными, требованиями относительно получения результатов, их описания, счета, исследований и др., передаваемый исполнителю на выполнение в определенные сроки; формально З. может быть представлено вопросом, задачей, гипотезой или проблемой; 2. Совокупность программ и наборов данных, передаваемая в память ВМ для выполнения вместе с указаниями об объемах различных ресурсов памяти, времени, каналов, источников информации. З. - это запрос интеллектуальной системе на решение некоторой проблемы, представленной знаниями и данными.

Задача — приложение или документ, которые используют или ждут сво­ей очереди использовать ресурсы компьютера: оперативную память. процессор, внешние устройства.

ЗАДАЧНЫЙ ОБЪЕКТ [task object] - объект задачного типа в реальных языках программирования, который может передаваться для инициализации и выполнения.

ЗАДАЧНЫЙ ТИП (в языках программирования) [task type] - лимитируемый тип, значениями которого являются одиночные задачи или задачные объекты.

ЗАКОН [law] - объективно необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между предметами, явлениями или процессами, а также их свойствами, в природе и обществе для обобщения и применения описания реального мира.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАЩИТЕ ДАННЫХ [legislation of data protection] - юридический документ, содержащий обязательства граждан перед законом о правильном использовании информации и предотвращении злоумышленной ее порчи. Рассматриваются политическая, физическая и электронная защиты знаний, программ и данных.

ЗАПРОС - входное сообщение в автоматизированную систему, содержащее требование на выдачу информации.

Запись — совокупность логически свя­занных полей, характеризующих ти­пичные свойства реального объекта.

Запись (сохранение) информации в памяти — процесс размещения и хранения информации по заданному адресу.

ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (ЗУ) [remember device] - устройство для записи, хранения и выдачи по запросу потоков данных. ЗУ бывает: адресное, аналоговое, внутреннее, ассоциативное, буферное, виртуальное, внешнее, голографическое, магазинное, магнитное, матричное, на дисках, лентах и линиях задержки, оперативное, одностороннее, оптическое, постоянное, программируемое, сверхоперативное, с различными видами доступа, стековое и др.

ЗАРЕЗЕРВИРОВАННОЕ СЛОВО [reserved word] - один из фиксированного в языке программирования списка идентификаторов, предназначенный для выделения отдельных конструкций языка. Недопустимо смешивать зарезервированное слово и идентификатор, назначаемый программистом. З.с. может входить в состав терминов языка описания знаний. Такие слова согласуются с резервированием слов естественного языка, например sin, cos, понятие, тип и др.

ЗАЩИТА ДАННЫХ [data protection] - совокупность программных, аппаратных или программно-аппаратных средств и организационных приемов, обеспечивающая предотвращение потери или разрушения данных, а также обеспечивающая защиту от несанкционированного доступа, т.е. использования данных лицом, на то не уполномоченного. Причинами потери и разрушения данных служат сбои устройств, помехи или потери в линии связи, физическая порча носителей, внесение искажений вручную.

ЗАЩИТА ЗНАНИЙ [knowledge protection] - организационное, техническое, экономическое, математическое и программное обеспечение, предназначенное для поддержки приватного доступа к базам знаний и данных, к интеллектуальным системам (см. защита данных).

ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ [information protection] - непрерывное предохранение знаний, данных и программ от несанкционированного доступа.

ЗВУКОВОЙ ВВОД-ВЫВОД [speech input-output] - использование микрофона и радио для обмена данными между человеком (вообще внешней средой) и ВМ. З.в.-в. предполагает наличие в системе программных комплексов анализа, распознавания, генерации и синтеза звуков.

ЗНАК [sign] - материальный чувственно воспринимаемый предмет, явление, действие, являющиеся результатом взаимодействия предметов, выступающий как представитель другого предмета, явления, действия, свойства или отношения и используемый для передачи данных и знаний. З. является базовым понятием информатики. Понимание З. невозможно без выяснения его значения, смыслового содержания. Различают символьные, графические, предметные и мыслительные (образные) З.

ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА [sign system] - система знаков, каждому из которых определенным образом сопоставлено некоторое значение. З.с. бывает естественной, искусственной, формальной (языки программирования, системы сигнализации, семиотические системы).

ЗНАНИЕ [knowledge] - проверенный практикой результат познания действительности, процесса изучения, верное ее отражение в конечном счете в мышлении человека в виде совокупности понятий и их взаимосвязей, З. отражает представления о части реального мира. В соответствии с историческим развитием восприятия и познания человеком и обществом людей З. связаны с некоторыми фундаментальными для информатики понятиями и видами З.: (1) знак - лингвосемиотические З. для описания, (2) язык - семантические З. для осмысления, (3) письменность - концептуальные З. для определения понятий, (4) книга - фактографические З. для их представления и тиражирования, (5) наука - теоретические З. для обобщения, (6) алгоритм - алгоритмические З. для применения, (7) система - кибернетические З. для синтеза нового З. З. одного вида могут быть представлены З. другого вида. З. бывают вспомогательными, встроенными, пользовательскими, профессиональными, фундаментальными и др.

ЗНАНИЕВЕД [knowledger] - лицо, выполняющее функции по сбору, накоплению (ведению библиотек), автоматизированной систематизации знаний, составлению лексикона предметной и проблемной областей, генерации интеллектуальной прикладной системы, отладке знаний совместно со специалистами и по консультированию пользователя по интерпретации действий интеллектуальной системы. Рассмотрим основные разделы деятельности З.: 1. З. выполняет обязанности по сбору, накоплению и систематизации знаний в данных предметных и проблемных областях. Сбор знаний связан либо с изучением литературы, либо с общением со специалистами (или экспертами), либо с личной формулировкой знаний, полученных каким-либо образом. Систематизация связана с первичной или вторичной отладкой знаний для установления правильности формулировок и взаимосвязей понятий или отдельных частей (элементов) знаний. Систематизация знаний должна быть поддержана машинными системами, она определяет непротиворечивость, степень независимости и полноты знаний. 2. З. один или совместно с лингвистами и системными программистами составляет терминологический словарь - лексикон имен данных предметной и проблемной областей. Составление словаря можно производить «спонтанно», использование имеющегося словаря или по записям имеющихся знаний. 3. Генерация Интеллсист должна производиться совместно со З. При генерации Интеллсист З. может помочь пользователю или системному программисту в формулировках форм представления знаний. 4. З. выполняет работы по обучению Интеллсист. Эта процедура связана с вводом знаний в базу и с формулировкой ответов системе настройки БЗ для уточнения формы представления знаний. 5. З. выполняет серию работ по: тестированию БЗ, проверке правильности представления знаний в памяти Интеллсист, верификации знаний, подтверждению правильности представлений и вводу знаний в базу, отладке знаний, приведению в соответствие внешнего понимания и внутреннего представления знаний в базе, сертификации знаний, установлению качества знаний. 6. З. обязан вести библиотеки символов, языков, понятий, данных (связанных с БЗ), БЗ, подпрограмм и Интеллсист. Точное ведение библиотек обосновывает существенное сокращение времени создания требуемой Интеллсист. 7. З. обязан вести документацию по БЗ и другим атрибутам Интеллсист и инструментария Интеллсист. Такая работа может вестись техническим персоналом под руководством З. 8. З. обязан консультировать специалистов и пользователей Интеллсист или инструментария Интеллсист. Среди консультируемых могут оказаться специалисты предметной или проблемной областей или эксперты, что увеличивает ответственность работ З. по восьмому разделу. 9. З. может стать проводником идей применения Интеллсист и инструментария Интеллсист. Более того, З. является специалистом по методам приобретения и поддержания знаний.

ЗНАЧАЩАЯ ЦИФРА [signify digit] - в записи целого числа в позиционной системе счисления это первая отличная от нуля цифра и остальные слева направо любые цифры, в записи вещественного числа в позиционной системе счисления каждая цифра является З.ц., число З.ц. определяет относительную точность вещественного числа, они называются верными.

ЗНАЧЕНИЕ [value] - внутреннее представление (в мозгу или в памяти ВМ) внешнего предмета, явления или процесса, их отношения или свойства; З. - это содержание, связанное с тем или иным выражением, словом, предложением некоторого языка. З. представляется с помощью символов текстами, массивами или структурами, алгоритмами или композицией таких данных.

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЕЛИЧИНЫ - оценка физической величины в виде некоторого числа принятых для нее единиц.

Знаковая модель — информационная модель, описанная специальными знаками, т. е. средствами любого формального языка.


Связаться со мной можно по электрон
ной почте: anriasem@yandex.ru

  © Семенов Андрей Александрович, с. Стеклянное 2009 г.

к уроку

Hosted by uCoz