Словарь понятий по информатике от Т до Я
к уроку

Т

Таблица — перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам; разновидность информационных моделей. Используется для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств.

ТАБЛИЦА [table] - совокупность элементов данных, каждый из которых может быть однозначно идентифицирован посредством одного из признаков, содержащихся в элементе с помощью метки или относительного месторасположения. Т. - способ формализованного представления данных по именованным столбцам и строчкам. Бывает Т. адресная, базисная, вычислительная, истинности, логическая, литералов, маршрутизации, настройки, операций, опросная, ошибок, параметров, перекрестных ссылок, переходов, предшествования, размещения и распределения, решений, типов данных, управления, характеристик, цветов, электронная и др.

ТАБЛИЦА ИСТИННОСТИ [thrue table] - таблица значений логических операций для всевозможных значений операндов. Т.и. булевых операций и операций над перечислимым типом, которые встроены в машину логического вывода, для перечислимых пользователь может задать Т.и. сам.

ТАБЛИЦА РЕШЕНИЙ [decision table] - таблица, в которой указаны комбинации условий и действий, выполняемых при удовлетворении условий; решение - это выбор между альтернативными действиями. Т.р. имеет четыре раздела: предусловия, от которых зависят предпринимаемые действия, возможные действия, окончательные условия для уточнения предусловий и предпринимаемые действия. Т.р. используется при проектировании и реализации программ.

ТАБУЛЯГРАММА [tabulations] - законченный документ на листе бумаги, таблица, ведомость или графика, выполненный на табуляторе или алфавитно-цифровом печатающем устройстве и полученный в результате решения главным образом учетно-статистических проблем.

ТАВТОЛОГИЯ [tautology] - всегда истинная формула логики высказываний.

ТАЙМЕР [timer] - аппаратно-программное средство в вычислительной технике, предназначенное для отсчета временных интервалов реального времени.

ТАКТ [loop, tact] - интервал времени между двумя управляющими сигналами или одинаковыми состояниями, повторяющимися периодически.

 

Таблица типа «объекты—объекты—несколько» (ООН) — это таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам.

 

Таблица типа «объекты—объекты—один» (ООО) — это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

 

Таблица типа «объекты—свойства» (ОС) — таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

 

Таблица типа «объекты—свойства-объекты» (ОСО) — таблица, содержащая информацию о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, а также об одиночных свойствах объектов одного из классов.

 

Таблица вычислительная — таблица, в которой значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

 

ТВОРЧЕСТВО [creative work] - процесс создания новых по замыслу, форме или содержанию материальных, энергетических или информационных ценностей.

 

Тег — инструкция браузеру, указывавающая способ отображения текста.

 

ТЕЗАУРУС (ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЙ) - словарь, который содержит разрешенные для использования при индексировании лексические единицы информационно- поискового языка (ИПЯ), а также парадигматические отношения между этими лексическими единицами.

ТЕЗИС МАРКОВА [Markov thesis] - принцип, согласно которому класс вычислимых функций совпадает с классом функций, реализуемых нормальными алгоритмами.

ТЕЗИС ТЬЮРИНГА [Turing thesis] - принцип, согласно которому класс вычислимых функций совпадает с классом функций, реализуемых на машине Тьюринга.

ТЕЗИС ЧЕРЧА [Cherch thesis] - принцип, согласно которому класс вычислимых функций (реализуемых алгоритмом) совпадает с классом частично рекурсивных функций.

 

Текст — любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

 

Текстовый процессор — мощная программа для работы с текстами, позволяющая изменять начертание и размер шрифта, включать в документ таблицы, рисунки, cxeмы, звуковые фрагменты.

 

Текстовый редактор — программа, предназначенная для создания простых сообщений и текстов.

 

Текущий объект электронной таблицы — объект, на который в данный момент может оказывать воздействие инструмент табличного процессора.

ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИЯ [teleconference] - интегральный набор услуг сети ВМ по обеспечению связи между пользователями на основе передачи и обработки информации различных назначения и вида.

ТЕЛЕКС [telex] - международная служба телесвязи, обеспечивающая обмен сообщениями между телетайпами абонентов через связь общего назначения.

ТЕЛЕМАТИКА [telematique] - службы обеспечения телеобработки информации, кроме телефонии и телеграфии.

ТЕЛЕОБРАБОТКА [teleprocessing] - дистанционная обработка данных.

ТЕЛЕТАЙП [teletype] - устройство для приема и передачи текстов по телеграфным каналам связи.

ТЕЛЕТЕКС [teletex] - интерактивная информационная или рабочая абонентская сеть, предназначенная для обработки и передачи деловой информации широкому кругу пользователей компьютеров.

ТЕЛЕТЕКСТ [teletext] - телетекс, снабженный клавиатурой для широковещательной передачи сообщений.

ТЕЛЕФАКС [telecontrol] - абонентская система передачи текстов, работающая на базе телефонной сети общего пользования.

ТЕЛО [body] - определение того, что должен выполнять программный модуль. Т. предшествует описание (спецификация) модуля. Различают Т. блока, задачи, макроопределения, пакета, подпрограммы и цикла.

ТЕЛО ЗАДАЧИ [task body] - исполняемая параллельно с другими телами задач последовательность процедур или операторов; синтаксическая конструкция языка программирования, включающая наименование задачи, раздел описаний, последовательность операторов и, возможно, раздел обработчиков исключений.

ТЕЛО ПАКЕТА [package body] - инициируемая и вызываемая по частям программная синтаксическая конструкция языка программирования, содержащая разделы описаний, последовательность операторов и, возможно, обработчиков исключений. Т.п. должно содержать тела всех программных модулей, описанных в спецификации (описании) пакета. Т.п. может отсутствовать, если в спецификации пакета отсутствуют спецификации подпрограмм.

ТЕЛО ПОДПРОГРАММЫ [subprogram body] - синтаксическая конструкция языка программирования, включающая спецификацию подпрограммы, разделы описаний, последовательность операторов и, возможно, раздел обработчиков исключений. Т.п. определяет инициируемое вызовом выполнение подпрограммы. После успешного выполнения осуществляется возврат на место вызова.

ТЕМП [rate, pace, tempo] - промежуток времени, в течение которого осуществляется замкнутая совокупность действий, например выпуск одного готового изделия.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [theoretical knowledge] - вид знания, представленный исчислением и набором формул, истинных в этом исчислении.

ТЕОРИЯ [theory] - абстрактные принципы, система основных идей в той или иной области знаний или совокупность утверждений или формул, истинность которых установлена; Т. - это форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Критерием истинности утверждений или формул Т. является практика. В информатике изучают практически все теории с помощью ВМ.

ТЕОРИЯ ПРОГРАММ [program theory] - раздел программирования, изучающий количественные и качественные характеристики программ.

ТЕРМАНД [termod] - термин, представляющий в семантической грамматике операнд операции (термации) и принимающий значение (смысл) для применения операций преобразования данных. Т. является синонимом операнда.

ТЕРМАЦИЯ [termop] - термин, представляющий в семантической грамматике операцию над термандами и принимающий значение (смысл) после ее выполнения. Т. является синонимом операции.

ТЕРМИН [term] - слово, знак, лексема или сочетание слов, лексем и знаков, употребляемых для передачи в память ВМ с оттенком специального научного (профессионального) знания об имени некоторого понятия. Система Т. вместе с определениями соответствующих понятий называется терминологическим словарем или лексиконом. Различают наиболее употребительные стандартные, рабочие и пользовательские Т.

ТЕРМИНАЛ [terminal] - оконечное устройство в составе ВМ или вычислительной системы, предназначенное для ввода и/или вывода данных при взаимодействии человека с ВМ. Примеры Т.: дисплей, телетайп, алфавитно-цифровое печатающее устройство, устройство магнитной памяти и др. Т. бывают активный, акустический, асинхронный, виртуальный, главный, графический, групповой, индивидуальный, интеллектуальный, интерактивный, локальный, пакетный, печатающий, пользовательский, редакторский, сетевой, синхронный, системный, удаленный, управляющий и др.

ТЕРМИНАЛЬНЫЙ СИМВОЛ [term symbol] - символ, код которого можно ввести в ВМ без дополнительного преобразования и не по частям. Всякая последовательность Т.с. может рассматриваться только единственным способом в соответствии с таблицей их кодов.

ТЕРМИНОЛОГИЯ [terminology] - отрасль знания об общих закономерностях образования понятий, терминов и определений. Т. - это принципы выявления системы понятий, правил их определения и функционирования, способов формирования обозначений.

ТЕСТ [test] - контрольный пример (контрольная задача) с заведомо известным результатом для проверки правильности работы цифрового технического устройства, вычислительной системы (или ее части) или программы. Бывает Т. диагностический занятости, памяти и функциональный Т.

ТЕСТИРОВАНИЕ [testing] - процесс выполнения программы с целью проверки правильности ее работы на основе специальных известных исходных данных и с известными результатами (на основе тестов). Бывает восходящее, динамическое, избыточное, по принципам белого, черного и прозрачного ящика, регрессивное, ручное, стохастическое и эталонное Т.

ТЕХНИКА [engineering] - совокупность методик и приемов разработки и применения информационных, аппаратных и энергетических систем.

ТЕХНИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ - способность одной ЭВМ работать с узлами или устройствами, входящими в состав другой ЭВМ.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ - утвержденная в установленном порядке документация, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы задач, оценку экономической эффективности автоматизированной системы и перечень мероприятий по подготовке объекта к внедрению.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА АВТОМАТИЗИРОВАННУЮ СИСТЕМУ - утвержденный в установленном порядке документ, определяющий цели, требования и основные исходные данные необходимые для разработки автоматизированной системы и содержащий предварительную оценку экономической эффективности.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ - комплекс технических средств, предназначенных для обеспечения работы автоматизированной системы.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ - совокупность взаимосвязанных ручных и машинных операций по обработке информации на всех этапах ее прохождения между техническими средствами и службами центра данных с целью получения результатов обработки в форме, удобной для восприятия.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ [technical offer] - часть проекта, указывающая на существенные стороны создаваемого предмета (программы).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ МАРШРУТ [technological route {path}] - последовательность методов, способов, операций и приемов, используемая для производства конкретного предмета или процесса.

ТЕХНОЛОГИЯ [technology] - совокупность методов, способов и приемов обработки и изготовления, изменения состояния, свойств, формы "сырья", материалов и полуфабрикатов (предметов, явлений или процессов), осуществляемая в производстве таких вещей. Проблема Т. - выявление закономерностей создания вещи с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов. Бывает Т. безбумажная, интерактивная, программирования, проектирования и др.

ТИРАЖИРОВАНИЕ [replication] - создание копии любого документа (описаний, баз данных и знаний, программ, запросов, ответов).

ТИП [type] - набор значений и набор операций типа, применяемых к значениям данного Т. В языках программирования Т. вводится или определением или стандартным именем. Существуют такие Т. данных: скалярные - целые, вещественные, логические, перечислимые, символьные и абстрактные Т., составные - индексируемые и именуемые (строковые и комплексные), файловые Т., ссылочные, функциональные, процедурные и производные Т. Т. используются для предписания объектам принимать определенные Т. значения, для контроля правильности записи операций в выражении, при сопоставлении параметров и др.

ТОПОЛОГИЯ [topology] - структура соединений устройств или систем, без учета количественных характеристик соединений и элементов структуры (длин, объемов, мощности множества узлов и форм сигналов).

ТРАДУКЦИЯ [traduction] - умозаключение, в котором посылки и вывод являются суждениями одинаковой общности. Т. используются для вывода идей от знания определенной степени общности к новому знанию той же степени общности.

ТРАНЗАКЦИЯ [transaction] - последовательность сообщений в одном или обоих направлениях, которая определяет законченную единицу работы по преобразованию информации. Т. осуществляется при интерактивном взаимодействии абонента видеотекса или оператора службы, позволяющем абоненту создать и/или видоизменить информацию, хранящуюся в базе данных или знаний.

ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ [transliteration] - посимвольное преобразование текста с сохранением функционального (или другого) смысла каждого символа.

ТРАНСЛЯТОР [translator] - системная программа, переводящая программы с одного языка программирования или представления знаний на внутренний язык. Т. - главное средство системы автоматизации программирования или прямого решения задач. Т. бывает интерпретирующий и компилирующий, диалоговый, обратный, однопроходной и многопроходной, оптимизирующий и др.

ТРАНСЛЯЦИЯ [translation] - систематический процесс преобразования программы (или текста вообще) на входном языке в программу (или в текст) на объектном языке.

ТРАНСПЬЮТЕР [transputer] - сверхбольшая интегральная схема, содержащая процессор, память и внешние связи с различными устройствами.

ТРАССА [trace] - протокол трассировки процесса выполнения команд или правил преобразования данных.

ТРАССИРОВКА [trace] - распечатка последовательностей выполняемых команд или правил и изменяемых значений величин или/и ситуаций.

ТРАФАРЕТ [mask, pattern] - представление шаблона документа (таблицы, формата, анкеты и т.п.) на экране, предназначенное для заполнения данными.

ТРАФИК [traffic] - поток сообщений в сети передачи данных и характеристика нагрузки сети.

ТРЕКБОЛ [trackball] - координатно-указательное устройство с шаром в центре, вращаемым вручную, и двумя клавишами для передачи команд ВМ (перевернутая мышь).

ТРИГГЕР [trigger, flip-flop] - логическая схема с обратными связями, представляющая устройство памяти на два устойчивых состояния. Т. многозначных логических схем имеет соответствующее число состояний. Т. именуют переменные, которые служат для переключения состояний программы.

ТУПИК [lockout] - исключительная (тупиковая) ситуация, возникающая при попытке выполнить несколько активизированных программ при отсутствии свободных ресурсов или данных.

ТУРБО [turbo] - префикс, используемый в названиях программных систем, в которых процесс разработки и отладки (данных, программ или знаний) выполняется быстрее (ускоренно) по сравнению с обычными системами.

У

УДОБОЧИТАЕМОСТЬ [legibility] - показатель качества текстов, отражающий возможность быстрого и безошибочного его анализа. Для У. используют подходящий шрифт, комментарии, форматы, рисунки и др.

УКАЗАТЕЛЬ [pointer, indicator] - 1. Упорядоченный перечень имен или названий предметов, явлений или процессов и соответствующих им данных, используемых в справочных целях. У. бывает авторский, адресный, алфавитный, библиографический, вспомогательный, географический, годовой, ежемесячный, именной, ключевых слов, табличный, нумерационный, патентный, пермутационный, предметный и др. 2. Ссылка на объект.

УМНОЖЕНИЕ [multiplication] - операция преобразования двух (не обязательно числовых) данных, называемых сомножителями, в третье данное - (числовое) значение У., называемое произведением.

Узел — информационная модель элемента, находящегося на данном уровне иерархии.

Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем суждение-заключение.

УМОЛЧАНИЕ [default] - принцип неявного (подразумеваемого) задания или определения данных, знаний или операций.

УНАРНАЯ ОПЕРАЦИЯ [unary operation] - операция над одним операндом (одноместная операция). Бывает префиксная (- А) и суффиксная (А!) У.о.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ [versatility] - свойство предмета, явления или процесса применяться в широком диапазоне условий.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ [universal algorithm] - алгоритм, который перерабатывает запись заданного алгоритма и исходных данных в результат применения заданного алгоритма к указанным исходным данным.

УНИКОД [unicode] - уникальное имя.

УНИФИКАЦИЯ [unification] - 1. Приведение предметов к единообразию или к единым формам или нормам. 2. В машинах логического вывода У. - это операция приведения исходного логического уравнения к его решению средствами аналитических выкладок, путем устранения "лишних" операций и упрощения исходных выражений. В результате У. получается одна или несколько подстановок, или множество связей переменных. При У. сравниваемые структуры приводятся друг к другу наиболее простым способом. У. реализуется алгоритмом У.

УПОРЯДОЧЕНИЕ [sorting] - процедура расположения элементов массива, структуры или множества в соответствии с заданным правилами для отношений между элементами. Бывает лексикографическое (алфавитное) или хронологическое, признаковое или характеризующее и др. У.

УПОРЯДОЧЕННОСТЬ [order] - порядок размещения элементов структуры, массива или множества относительно друг друга в соответствии с заданными правилами отношений, определенных для элементов.

Управление — процесс целенаправленного воздействия одних объектов на другие. Исполнители являются объектами управления. Управлять ими можно, составив для них алгоритм.

УПРАВЛЕНИЕ [control] - всякая явная или неявная процедура, которая определяет целенаправленный порядок деятельности по решению проблемы. У. - это функция организационной системы различной природы, обеспечивающая сохранение определенной ее структуры, поддерживая режимы деятельности, направленной на реализацию этой функции. У. бывает автоматическое, автономное, административное, базами данных и знаний, временем, задачами, каналами, каталогами, пакетами, прямое, централизованное и децентрализованное, дистанционное, косвенное, оптимальное, программное, прямое, с адаптацией, с восстановлением, потоками, диспетчерское, сетью, системами, файлами, ситуационное, цифровое и др.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММНЫМ ПРОЕКТОМ [program proect control] - метод информатики, включающий способы определения метрик и нормативов программирования, обнаружения узких мест (критических путей) разработок, планирования материальных, людских и вычислительных ресурсов и сроков выполнения работ по проектированию программ или программного обеспечения.

УПРАВЛЕНИЕ ФАЙЛАМИ [file control] - совокупность процедур и функций, предназначенная для создания, скрытия, открытия, закрытия, уничтожения, установки в некоторое состояние, вычисления и предписания характеристик, проверки свойств и состояний файлов.

УРОВЕНЬ [layer, level] - степень абстракции или слой иерархии некоторой структуры. Бывает У. архитектуры, блока, иерархии, вложенности и др.

Условие — выражение, находящееся между словом «если» и «то» и принимающее значение «истина» или «ложь».

УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ [intellectual system level] - тип информационной модели, зависящий от глубины логического вывода ответа на запрос пользователя и обеспечивающей разрешение проблем пользователя интеллектуальной системой.

УСЛОВИЕ [condition] - запись утверждения (высказывания) о свойствах объектов или значений выражений, в зависимости от логического значения которого осуществляется выбор пути при ветвлении управления поиском. Бывает атомарное, исключающее, простое У. и У. выхода, членства и др.

УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР [conditional statement] - составной оператор, выбирающий одну или ни одной из альтернативных последовательностей операторов в зависимости от значения выражения логического типа. У.о. определяет двоичное дерево ветвлений управления в программе.

УСЛУГА [service] - вид работ, выполняемых некоторой системой для пользователя по его запросу.

УСТОЙЧИВОСТЬ [stability] - свойство или способность системы или алгоритма при незначительном изменении исходных (входных) данных также незначительно изменять результат.

УСТРОЙСТВО [device, unit] - конструктивно и логически законченная часть технической системы, выполняющая определенную законченную функцию. У. бывает внешнее, запоминающее, адресное, ввода, вывода, преобразующее, индикаторное, корректирующее, отображения, арифметическое, логическое, управления, вычислительное, резервное, кодирующее, декодирующее, дисплейное, интегрирующее, оконечное, читающее, вспомогательное и др.

Устройства ввода — аппаратные средства для преобразования  информации из формы, понятной человеку, в форму, понятную компьютеру.

 

Устройства вывода — аппаратные средства для преобразования компьютерного (машинного) представления информации в форму, понятную человеку.

 

Устройство внешней памяти (накопитель) — физическое приспособление, позволяющее производить считывание и запись информации на соответствующий носитель.

 

УТВЕРЖДЕНИЕ [assertion, statement] - логическое выражение или высказывание, которое предполагается истинным, ложным или с некоторой мерой истинности.

УТИЛИТА [utility] - вспомогательная системная программа (автономная У.) или часть операционной системы (системная У.), обеспечивающие пользователя средствами обслуживания его наборов данных.

УТОЧНИТЕЛЬ [qualifier] - имя следующего уровня иерархии в структуре записей, уточняющее некоторое данное.

Ф

ФАЗА [stage] - часть одного из этапов изобретания, проектирования, разработки и сопровождения предмета, явления или процесса, характеризуемые однородной деятельностью участника работ. Различают четыре фазы: планирование изделия и процессов его создания, выработка требований к программе и данным; техническое проектирование изделия и процесса его создания; кодирование изделия и представление его в виде, пригодном для ввода в ВМ; комплексирование изделия из модулей, комплексная отладка и испытание изделия.

Файл — информация, хранящаяся в долговременной памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем.

ФАЙЛ ИНВЕРТИРОВАННЫХ ДАННЫХ - совокупность записей, расположенных в другом порядке по отношению к исходному файлу.

ФАЙЛ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ - совокупность записей, расположенных в порядке их получения в пункте записи.

ФАЙЛ РАСЧЕТНЫХ ДАННЫХ - Совокупность записей, элементы которой получены путем обработки исходных или инвертированных файлов.

ФАЙЛОВЫЙ СЕРВЕР, ФАЙЛ-СЕРВЕР - сервер, управляющий созданием и использованием информационных ресурсов локальной сети (системы ЭВМ), включая доступ к ее БД и отдельным файлам, а также их защиту.

ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА [file system] - часть операционной системы, управляющая использованием внешней памяти ВМ.

ФАКТ [fact] - предложение, утверждение или данное с именем (знание), которые считаются достоверными. Ф. - это установление существования предмета, явления, процесса или их свойств. Ф. - это фиксация эмпирического знания: истины, события, результаты и т.п. Информатика изучает факты на основе исчисления фактов.

Фактический параметр — конкретное значение (например, число) формального параметра, которое указывается в команде вызова процедуры.

Факты — знания об определенных явлениях, событиях, свойствах объектов и зависимостях между ними.

ФАКТОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [factual knowledge] - конкретные знания, имеющие определенный способ представления (массивы данных, поименованные таблицы и записи на формализованном языке) для восприятия человеком или ВМ.

ФАКТОГРАФИЯ [factografy] - одно из возможных представлений фактов без проведения анализа, обобщения, освещения и т.п.

ФИГУРА [figure] - графическое изображение, составленное из линий, надписей и пятен, например, граф, чертеж, рисунок, картина и т.п.

ФИЗИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ [physical effect] - результаты воздействия одной вещи на другую, которые используются для изобретания и/или исследования предметов, явлений или процессов на ВМ.

ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ - порция данных, пересылаемых как единое целое между основной и внешней памятью ЭВМ.

ФИЗИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ - форма представления информационно-вычислительной сети в виде взаимодействующих аппаратных средств.

Форма 1. заранее заготовленный шаблон или текст, содержащий постоянную информацию и пропуски для введения переменной информации. 2. созданный пользователем графический интерфейс для ввода данных в базу.

ФИКСИРОВАННЫЙ ТИП [fixed point type] - вещественный тип с заданной абсолютной погрешностью данных, которая определяется положительной дельтой - вещественным числом (размером интервала между двумя соседними числами этого типа). Значения Ф.т. представляются так: знак * мантисса * дискрет. Дискрет - такое максимальное число, что степень двух не превосходит дельты.

ФИЛЬТР [filter] - программа проверки (фильтрации) значений величин любого типа на корректность.

ФИЛЬТРАЦИЯ [filtering] - проверка принадлежности фактического значения величины множеству допустимых ее описанием значений.

ФЛОП [flop] - единица производительности ВМ, измеряемая числом операций сложений чисел с плавающей запятой в секунду.

ФЛОППИ-ДИСК [floppy disk] - сменный магнитный диск на гибком носителе, покрытый слоем материала, способного запоминать и воспроизводить информацию. Бывает Ф.-Д. активный, ассоциативный, виртуальный, двусторонний, логический, материнский, моделируемый, рабочий, системный и сменный.

ФЛОПС [flops] - единица производительности ВМ, измеряемая числом операций над числами с плавающей запятой в секунду.

ФОНД [fund, collection] - систематизированное собрание каких-либо вещей: данных, знаний, программ, файлов, документов, физических эффектов и др. для широкого распространения среди пользователей.

ФОРМА [form] - внутренняя организация (структура или совокупность позиций) некоторого содержания для представления сведений о предметах, явлениях или процессах.

ФОРМАТ - 1. Совокупность правил записи и представления данных в памяти ЭВМ, в базе данных, на экране монитора или на внешнем носителе (в том числе человекочитаемом). - 2. В ГИС - общее наименование способа машинной реализации представления (модели) пространственных данных (векторный Ф., растровый Ф. и т. п.) или формат данных конкретной системы, программного средства, средства стандартизации, обмена данными.

Формальная логика — наука о законах и операциях правильного мышления.

Формальный параметр — параметр, не имеющий конкретного указанного в теле процедуры значения. Ему присваивается имя, которое обязательно начинается с символа ":" (двоеточие).

Форматирование — этап подготовки документа, при котором ему придается тот вид, который документ будет иметь на бумаге.

Форматирование абзаца — задание или изменение его параметров.

Форматирование текста — процесс оформления страницы, абзаца, строки, символа.

Форматирование диска — процесс магнитной разметки диска на дорожки и секторы.

ФОРМАЛЬНЫЙ ПАРАМЕТР [formal parameter] - идентификатор с заданными свойствами, используемый в спецификациях подпрограммы и других программных модулях для контроля правильности вызова фактических параметров.

ФОРМАЛЬНЫЙ ЯЗЫК [formal language] - язык, представленный алфавитом с ограниченным набором графических знаков, порождающей или распознающей грамматиками и снабженный правилами понимания текстов и количественными ограничениями.

ФОРМАТ [format] - текст или графическая структура, задающие правила размещения информации по позициям структуры при печати, вводе или выводе ее на экран дисплея.

ФОРМАТНЫЙ ЯЗЫК [format language] - язык, состоящий из текстов, у которых синтаксическое и семантическое значение символов в тексте зависит от номера или диапазона номеров позиций строчки.

ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ С ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ПРОВЕРКОЙ [form of control with intermediate check] - базовая операция типа, определяющая ветвление управления в программе без окончательного вычисления логических выражений в условиях ветвлений, если ветвление определено уже вычисленной частью выражения.

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ [shaping the new intellectual systems] - построение сценария выполнения интеллектуальных систем, состоящего из шести типов операций с интеллектуальными системами (расширение предметной области, повторения выполнения интеллектуальной системы, композиции двух и более интеллектуальных систем, ветвления с помощью распознающей свойств запросов для интеллектуальной системы, соединения двух и более интеллектуальных систем и универсализации системы), которые в качестве запроса используют результаты логического вывода, вообще говоря, некоторого числа одинаковых или различных интеллектуальных систем.

ФОРМУЛА [formulas] - последовательность или комбинация графических или математических знаков, ограничителей и лексем (терминов вообще), выражающая некоторое предложение языка в компактной и удобной для обработки форме и формализующая знания.

Форматирование шрифта — изменение параметров введенных символов.

Фрагмент (текстовый) — произвольная последовательность символов. Фрагментом может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст.

Фрагмент рисунка — произвольно выделенная область графического объекта, состоящая из нескольких графических примитивов.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА - составная часть автоматизированной системы, реализующая одну или несколько близких функций.

ФРАГМЕНТ [fragment] - составная часть некоторой структуры или конструкции, возможно не имеющая самостоятельного смыслового значения.

ФРАЗА [phrase] - часть языкового текста (часть абзаца), имеющая определенное смысловое значение в контексте понятий, из которых Ф. состоит.

ФРЕЙМ [frame] - структура, связывающая объектно-ориентированное знание о данной ситуации и предсказывающая, какие предметы могут встретиться в данной ситуации и какие факты с ними связаны. Ф. состоит из имени, имен и значений слотов. В простых случаях Ф. представляет порцию информации, передаваемую по каналам связи. Бывает понятийный, ролевый, терминальный или иерархический Ф.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МАШИНА [functional mashine] - ВМ, в которой поток данных проходит по разветвленной сети каналов непрерывно от узла-процессора к узлу-процессору, которые реализуют преобразование данных из потока.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ [functional model] - математическая модель, отражающая физическое или информационное состояние предмета или процесса. Примерами Ф.м. являются уравнения различного вида.

Функциональное ПРОГРАММИРОВАНИЕ [functional programming] - планирование работы ВМ в единообразном виде суперпозиции функций. Данные для функциональной программы образуют поток для обработки.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ [operation] - рабочее состояние устройства, программы или системы, выражаемое выполнением конкретных функций.

ФУНКЦИЯ (в информатике) [function] - подпрограмма с фактическими параметрами или без, выполняющая действия по преобразованию информации в соответствии с фактическими параметрами и возвращающая значение-результат заданного типа (см. вызов подпрограммы).

Х

Х.25 - протокол передачи данных, используемый в глобальных корпоративных сетях (типа Интранет) с коммутацией пакетов. 

ХАРАКТЕРИСТИКА [characteristic] - совокупность сведений, а также прием, для ознакомления с предметом, явлением или процессом при исследовании их путем выделения внешних (т.е. доступных) признаков. Х. - это также результат такого исследования.

ХАРТЛИ [hartley] - логарифмическая мера измерения количества информации в двоичных разрядах I = P*log N, где P - основание системы счисления, N - разрядность числа (логарифм с основанием 2).

ХАКЕР [hacker] - пользователь, который пытается вносить изменения в системные программы с целью расширения их функций. Х. является специалистом высокой квалификации, способным создавать вспомогательные программы, обычно плохо документированные и вызывающие побочные результаты.

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ ГРАДУИРОВОЧНАЯ - зависимость между значениями величин на выходе и входе средства измерений, составленная в виде таблицы, графика или формулы.

ХОСТ-УЗЕЛ - отдельная ЭВМ или их группа, имеющая прямое сетевое соединение с ИНТЕРНЕТ и предоставляющая пользователям теледоступ к своим информационным ресурсам, программно-техническим средствам и службам.

ХЕШИРОВАНИЕ [hashing] - метод организации таблиц, обеспечивающий быстрый поиск с учетом пополняемости таблицы непредсказуемым образом. Каждый заносимый в таблицу элемент имеет особый ключ, вычисляемый по хэш-функции. В качестве алгоритма Х. используется процедура вычисления остатка от деления самого значения на простое число. При совпадении значений хэш-функций применяется подходящий метод разрешения конфликта.

ХЕШ-ФУНКЦИЯ [hash function] - функция расстановки, обеспечивающая выдачу различных значений для различных значений параметра с большей эффективностью.

ХРАНЕНИЕ [holding, storage] - один из основных видов работы с информацией или сообщениями, связанной с обеспечением неизменности состояния материальных носителей и многократным использованием, передачей по каналам связи или последующим поколениям. Х. выражается в формах: записи, таблицы, книги, кино, пластинки, писем, фресок и т.п.

Ц

ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БД - база данных, размещенная в виде единого информационного массива на одном или нескольких носителях в одной ЭВМ.

ЦИФРОВАНИЕ (ОЦИФРОВКА, ДИГИТАЛИЗАЦИЯ) - 1.процесс аналого-цифрового преобразования данных, то есть перевод аналоговых данных в цифровую форму, доступную для существования в цифровой машинной среде или хранения на машино-читаемых средствах с помощью цифрователей (дигитайзеров) различного типа. - 2. в геоинформатике, компьютерной графике и картографии: преобразование аналоговых графических и картографических документов (оригиналов) в форму цифровых записей, соответствующих векторным представлениям пространственных объектов.

ЦИФРОВАЯ КАРТА - цифровая модель земной поверхности, сформированная с учетом законов картографической генерализации в принятых для карт проекции, разграфке, системе координат и высот.

ЦИФРОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ - изображение, представленное в цифровом виде как растровые файлы, получаемое либо непосредственно по радиоканалам с воздушных или космических (летательных) аппаратов для дистанционных съемок, либо путем цифрования аналоговых изображений с помощью сканера, теле- или видеокамеры.

Цикл (повторение) — форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности действий повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие.

Цифровое (двоичное) кодирование — представление самой разнообразной информации с помощью последовательности битов (0 и 1).

Циклический алгоритм — описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие. Перечень повторяющихся действий называется телом цикла.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ [practicability] - характеристика поведения системы, направленного на достижение определенного конечного состояния, цели.

ЦЕЛОСТНОСТЬ [integrity] - способность системы (программ, знаний или данных) противостоять (сохранять информационное содержание и однозначность интерпретации смысла) изменениям, искажениям или порче при возникновении сбоев или ошибок. Ц. бывает смысловой, алгоритмической, синтаксической, семантической, прагматической, с восстановлением.

ЦЕЛЫЙ ЛИТЕРАЛ [integer literal] - литерал анонимного (выявляемого по контексту) универсального целого типа, состоящий из последовательности цифр и, возможно, специальных знаков или символов для указания места запятой и порядка числа.

ЦЕЛЫЙ ТИП [integer type] - предопределенный дискретный числовой тип, включающий набор целых чисел из заданного диапазона с известными предопреленными арифметическими операциями. К Ц.т. относятся байтовые, словные, короткие и длинные целые, диапазон с единичным шагом и диапазон с заданным шагом.

ЦЕЛЬ [aim, perpose, target] - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности, изменения и развития. В качестве непосредственного мотива Ц. направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание Ц. зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств для ее достижения. Ц. в кибернетике - состояние системы, достигнутое с использованием обратной связи, Ц. в информатике - получение нового знания с применением средств вычислительной техники.

ЦЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ [information value] - свойство и оценка информации, определяемые степенью ее пригодности к практическому использованию в различных областях деятельности человека.

ЦИКЛ [cycle, loop] - многократно используемый в процессе выполнения участок программы. Для организации Ц. Используется оператор цикла или операция повторения. Бывает бесконечный, вложенный, внешний, жизненный, итерационный, пустой, рабочий, с условным окончанием или продолжением и др. Ц.

ЦИФРА [digit] - условные математические (графические) знаки для обозначения конечного набора целых чисел, представляющих значения количественных величин. Ц. бывают арабские, армянские, аттические, вавилонские, восьмеричные, греческие, грузинские, двоичные, десятичные, еврейские, египетские, знаковые, значащие, индейские, индийские, китайские, пальмирские, римские, сирийские, славянские, финикийские и шестнадцатеричные.

Ч

«Черный ящик» — система, о которой неизвестно, как она устроена «внутри», но есть более важная информация о том, к каким результатам на выходе приведут определенные воздействия на входе этой  системы.

ЧАСТНОЕ [quotient] - результат целочисленной операции div, равный целой части от деления двух целых чисел.

ЧАСТОТА [rate, frequency] - число повторений события из общего числа проведения экспериментов.

ЧАСЫ [clock] - средство отсчета текущего времени, 1/24 часть суток. В операционных системах имеются программы чтения показаний часов, встроенных в ВМ.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР [man factor]- основной фактор, определяющий производительность любого труда. Ч.ф. выражается заинтересованностью человека в результатах труда, условиями его работы и средствами труда.

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК [black box] - метод информатики для изучения устройства, строение которого неизвестно. Ч.я. может воспринимать воздействия по некоторым каналам и передавать ответные сигналы по другим каналам так, что пробные контрольные опросы Ч.я. могут дать представление о строении изучаемого устройства.

ЧИП [chip] - тонкая пластинка, используемая для изготовления полупроводниковых приборов в качестве подложки интегральных схем и помещаемая в отдельный корпус.

ЧИСЛЕННОЕ РЕШЕНИЕ [numerical solution] - использование средств числового вычисления, методов вычислительной математики и алфавитно-цифровых терминалов для получения и представления числовых результатов.

ЧИСЛО [number] - важнейшее математическое понятие для выражения количественной меры предметов, явлений или процессов. Основу Ч. составляет натуральный ряд для счета предметов. Для записи Ч. используются цифры, точка (запятая) и др.знаки. См. числовой литерал. Бывает десятичное, восьмеричное, двоичное, целое, короткое, длинное, действительное, кардинальное, контрольное, случайное и др. Ч.

Чтение (считывание) информации из памяти — процесс получения информации из ячеек памяти, расположенных по заданному адресу.

ЧИСЛОВАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ [numeric sequence] - числовая функция, определенная на множестве натуральных чисел. Ч.п. может быть определена рекуррентной формулой.

ЧИСЛОВОЙ ЛИТЕРАЛ [number literal] - базовая операция типа, определяющая представление числовых данных - значений универсального целого типа и универсального вещественного типа. Ч.л. - это последовательность символов цифр некоторой системы счисления и, возможно, символов точки, порядка числа и некоторых специальных символов. Ч.л. предназначен для образования целых и вещественных чисел.

ЧИСЛОВОЙ ТИП [number type] - класс типов, состоящий из групп целого и вещественного типов.

ЧТЕНИЕ [reading] - выбор данных или знаний из внешнего запоминающего устройства и запись их в основную память.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ПРИБОРА - отношение изменения сигнала на выходе измерительного прибора к вызывающему его изменению измеряемой величины.

Ш

Шаблон — форма документа, включающая средства для создания аналогично оформленных документов.

ШАБЛОН [template] - последовательность символов, определяющая некоторый образ представления элементов данных, программ или знаний (описаний структуры), а также, возможно, сопровождающей графики, содержащие фиксированную или постоянную и изменяемую пользователем части. Ш. служит для формирования стандартных запросов или заданий обработки данных и знаний и для создания новых данных, подпрограмм или знаний. Например, настраиваемый программный модуль является программным Ш. Макроопределение также является Ш. части программы или всей конструируемой программы. Ш. задания представляется заполняемой формой для формирования выполняемой задачи.

ШАГИ ФОРМАЛИЗАЦИИ [steps to formalizations] - последовательность применения методов и приемов абстрагирования от второстепенных факторов в данный момент исследования или решения заданий при описании предметов, явлений или процессов для ввода описаний в базу знаний. Ш.ф. включают: создание имен терминов (всех понятий), создания разделов лексикона (терминологического словаря) данной области знаний, сбор и передача системе фактов, ввод и отладка знаний и согласование фактов, формирование текстов запросов, автоматизированное или автоматическое построение программ и их прогон, анализ результатов для формирования итоговых положений или принятия решений. См. ФОРМАЛИЗАЦИЯ.

ШЕННОН [shennon] - единица измерения количества информации, равная количеству содержащейся в сообщении информации о двух равновероятных, взаимоисключающих и исчерпывающих состояний.

ШИФР [cipher] - система условных знаков и их комбинаций, которым присваиваются определенные значения и которые используются при передаче сообщений, обеспечявая сокрытие сведений от несанкционированного доступа.

ШИФРАТОР [coder] - устройство для кодирования информации.

ШИФРОВАНИЕ [enciphering] - алгоритмическое преобразование данных для их сокрытия от несанкционированного доступа. Ш. бывает блочное или поточное.

ШРИФТ [font] - набор литер (знаков) определенных размеров, стилей и начертаний.

ШТРИХ ШЕФФЕРА [Sheffer touch] - логическая операция, принимающая ложное значение только тогда, когда оба операнда имеют истинное значение.

ШУМ [noise] - случайная помеха в сообщении, которую обычно фильтруют, оставляя осмысливаемое сообщение.

Щ

Э

ЭКСПЕРТ - специалист, который за годы обучения и практической деятельности научился чрезвычайно эффективно решать задачи, относящиеся к конкретной предметной области.

ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА - автоматизированная система, реализующая признаки и средства искусственного интеллекта, содержащая базу знаний с набором правил решения определенного круга задач и программно-технические средства, позволяющие на основании вводимых в нее (вручную или автоматически) данных о текущем состоянии объекта управления или анализируемой ситуации поставить диагноз и сформулировать предложение или варианты альтернативных предложений (рекомендаций) для выбора решения пользователем системы.

ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА - 1. картографическое изображение, визуализированное на дисплее (видеоэкране) компьютера на основе данных цифровых карт или баз данных ГИС в отличие от компьютерных карт, визуализируемых невидеоэкранными средствами графического вывода; - 2. картографическое произведение в электронной (безбумажной) форме, представляющее собой цифровые данные (в т.ч. цифровые карты или слои данных ГИС), как правило, в записях на диске CD-ROM, вместе с программными средствами их визуализации, обычно картографическим визуализатором или картографическим браузером, предназначенное для генерации Э.к.

ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ (ЭК) - библиотечный каталог, реализованный в машиночитаемой форме.

Электронные таблицы (табличный процессор) — специальная программа, используемая для автоматизации обработки данных, представленных в табличной форме.

ЭЛЕМЕНТ ДАННЫХ (ЭД) - неделимый информационный элемент, являющийся минимальной структурной единицей информации. Вид элемента данных определяется как характером содержащихся в нем сведений, так и особенностью его организации или записи.

ЭВМ - электронно - вычислительная машина тоже что и компьютер.

ЭВРИСТИКА [heuristics] - совокупность неалгоритмических методов решения проблем. Решение находится путем оценок данных и результатов последовательных шагов приближения к конечному результату методом контролируемых проб и ошибок и коррекции последующих шагов решения. Э. используется при построении продуктивных творческих процессов.

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ [heuristic] - характеристика информационного процесса, который состоит в оценке промежуточных результатов последовательных шагов приближения к конечному результату методом контролируемых проб и ошибок и коррекции последующих шагов решения.

ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ [heuristic programming] - вид программирования, основанный на методах моделирования мыслительной деятельности человека и используемый для решения проблем, не имеющих строгого формализованного алгоритма решения, либо в условиях неполного задания исходных данных.

ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ [equivalence] - 1. Бинарное отношение на множестве пар данных (их равенство) любого типа, обладающее свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности. 2. Логическая операция, дающая в результате истинное значение, если оба операнда любого типа операции имеют одинаковые логические значения. Бывают Э. алгоритмов и программ.

ЭКЗЕМПЛЯР [instance, occurence] - копия настраиваемого объекта, пригодная для использования по назначению этого объекта; настраиваемой подпрограммы без раздела формальных параметров настройки и с замещением их на фактические параметры; Э. получается из тела подпрограммы или пакета подстановкой фактических параметров вместо формальных по известным правилам замены; содержимого файла; формулы с подстановкой параметров; копия данных величины, массива или записи.

ЭКОЛОГИЯ ЗНАНИЙ [ecology of knowledge] - совокупность методов и приемов выявления качественных ошибок (грамматических, контекстных, смысловых и внутренних или внешних противоречий, независимости и полноты) и количественных ошибок (нарушение правил формирования и использования элементов представлений знания) в различных представлениях всего разнообразия знаний.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (в информатике) [economic support] - совокупность экономических показателей и методик их расчета, используемая для обоснования целесообразности работ по обработки информации.

ЭКРАННЫЙ ПУЛЬТ [screen board {desk}] - устройство, состоящее из экрана, светового пера и клавиатуры и предназначенное для визуального контроля вводимых или выводимых данных и их корректировок с помощью клавиатуры, мыши или светового пера.

ЭКСПЕРИМЕНТ [experiment] - система действий, операций, воздействий и/или наблюдений, ориентированная на получение знаний о предмете, явлении или процессе во время их испытаний (или наблюдения).

ЭКСПЕРТ [expert] - специалист в определенной области знания, оценивающий знание из определенной области и дающий консультации по принятию решений на основе знаний.

ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА (ЭС) [expert system] - программная интеллектуальная человеко-машинная система для решения в целом формализованных проблем. ЭС подразумевает разделение функций между машиной (выполнение формальной части алгоритма) и человеком (выполнение неформализованных частей алгоритмов). ЭС предназначена для накопления знаний в виде фактов, представленных для ввода в ВМ данными некоторых типов, и правил (продукций) логического вывода нового знания по запросам пользователей. ЭС - это программа для решения проблем на ВМ без программирования путем выполнения продукций, которые имеют общий вид: если А, то В. Имеется общепринятая классификация: ЭС классификации и наблюдения, интерпретации данных, диагностики, проектирования, предсказания, планирования и конструирования.

ЭКСТЕНТ [extent] - непрерывная область памяти ВМ в пространстве хранимых данных.

ЭКСТРАПОЛИРОВАНИЕ [extrapolating] - продолжение предмета, явления или процесса (функции) за пределы области их определения.

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА [extreme problem] - отыскание экстремумов функции или функционала, заключающееся в выборе параметров или функции (управления) из условий обеспечения минимума или максимума целевой функции или функционала при различных ограничениях на параметры или функции.

ЭКСТРЕМУМ [extremum] - максимальное или минимальное значение целевой функции или функционала. Э. бывает локальный или глобальный, условный или безусловный.

ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ [electronization] - глобальный процесс перестройки производительных сил современного общества на основе внедрения разнообразных видов электрического или электронного оборудования, средств связи и вычислительной техники.

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА (ЭВМ) [electronic computing {calculating} machine] - ВМ, в которой обработка информации, представленной в виде главным образом двоичных кодов, производится с помощью электронных схем. ЭВМ бывает автономная, асинхронная, большая, бортовая, векторная, встроенная, инструментальная, коллективного пользования, комплексируемая, логическая, малая, микропроцессорная, настольная, общего назначения, однокристальная, персональная, проблемно-ориентированная, специальная, средняя, универсальная, управляющая, функциональная и др.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА [E-mail] - система передачи деловой корреспонденции методом электрорадиосвязи с помощью ВМ. Э.п. - это развитие телетайпной и телеграфной связи. Преимуществами Э.п. являются ее оперативность, универсальность, дешевизна по сравнению с другими способами передачи сообщений и возможность передачи текстов, графики, речи, факсимиле и др.

Экранная заставка- заставка представляет собой черный экран, по которому перемещаются маленькие графические объекты (например, текущее время). Это позволяет экономить ресурсы монитора в периоды бездействия пользователя

ЭЛЕМЕНТ [element] - неделимая единица множества (набора).

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ДИЗЪЮНКЦИЯ [elementary disjunction] - выражение или формула вида Х1 or Х2 or...or Xn, представляющие альтернативные факты Х1, Х2,..,Хn.

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ КОНЪЮНКЦИЯ [elementary conjunction] - выражение или формула вида Х1 & Х2 &...& Хn, обозначающая совместные факты Х1, Х2,..,Хn.

ЭЛЕМЕНТ ДАННЫХ [data element] - наименьшая единица данных, имеющая смысл при описании и представлении информации, например, поле записи, компонента массива.

ЭЛЕМЕНТ ЗНАНИЯ [knowledge element] - знание, выраженное именем понятия и соответствующим ему значением и представляющее факт. К Э.з относятся, например факты «дождь перестал» «Х равно 5», «Х принадлежит множеству М», «Х меньше 0».

ЭТАЛОН ЕДИНИЦЫ - средство измерений (или комплекс средств измерений), обеспечивающее воспроизведение и (или) хранение единицы с целью передачи ее размера нижестоящим по поверочной схеме средствам измерений, выполненное по особой спецификации и официально утвержденное в установленном порядке в качестве эталона.

ЭТАЛОН РАБОЧИЙ - эталон, применяемый для передачи размера единицы образцовым средствам измерений высшей точности, и в отдельных случаях - наиболее точным рабочим средствам измерений.

ЭЛИМИНАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ [elimination of operation] - операция машины логического вывода по уменьшению или сокращению числа терминов операций и операндов исходного логического уравнения так, чтобы в результате по возможности остались новые факты.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ [empirical] - основанный на опыте.

ЭМУЛЯТОР [emulator] - программа, позволяющая осуществлять эмуляцию функциональных возможностей объекта или системы. Бывает Э. автономный, интегрированный, реальности (мультимедиа) или устройства.

ЭМУЛЯЦИЯ [emulation] - программное или программно-аппаратное средство, обеспечивающее возможность без перепрограммирования выполнять на данной ВМ программу, использующую коды или способы выполнения операций, отличные от кодов и способов выполнения операций на данной ВМ.

ЭНТРОПИЯ [entropy] - вероятностная мера неопределенности пребывания объекта или системы в данном состоянии. Э. используется для определения количества информации в сообщении.

ЭПЮР - комплексный чертеж, на котором пространственная фигура изображена методом ортогональных проекций. Э. могут использоваться после ввода в память ВМ в качестве задания на проектирование конструкций.

ЭРГОНОМИКА [ergonomics] - научная дисциплина, изучающая человеческую деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда. Объект Э. - система человек-машина, метод исследования Э. - системный подход.

ЭТАЛОН [standard] - идеальные предмет, явление или процесс, которые являются прообразами или лучшими в некотором смысле представителями класса предметов, явлений или процессов.

ЭТАП [phase] - временной интервал для выполнения перечня работ при создании программного обеспечения. Выделяются следующие четыре основных этапа: изобретание, проектирование, разработка и сопровождение (программ, предметов или процессов).

ЭТИКА (в информатике) [ethic] - нормы, обеспечивающие запрещение пользователю применять, копировать и распространять данные или программные средства как одного из видов интеллектуальной собственности без санкции их обладателя.

ЭТИКЕТКА [tag] - небольшой отчет о проделанной работе программы или ВМ.

ЭФФЕКТ [effect] - результат информационного воздействия на программу или ВМ.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ (в интеллектуальном программировании) [efficiency] - система показателей, характеризующая уровень использования производственный мощностей системы; обычно в информатике - это отношение времени, в течение которого ВМ способна производить продуктивную работу, к общему времени работы ВМ, которое включает время на установку носителей, загрузку и работу системы и время профилактического обслуживания. Например, экономическая Э. - это соотношение результатов с затратами, техническая Э. - мера производительности программной или интеллектуальной системы, выражаемая количеством применяемых операций логического вывода в единицу времени (ЛИПС).

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММИРОВАНИЯ [programming efficiency] - достижение определенного уровня значений показателей производительности труда программиста средствами: планируемости, уровня независимости в коллективе, автоматизируемости, осуществимости, непротиворечивости данных, фактов и знаний, внедряемости в реальные производственные процессы, проектируемости, программируемости заданий, комплексируемости с другими программами или сопровождаемости в процессе эксплуатации готового изделия.

ЭХО [echo] - реакция системы на действия программы или человека за терминалом в форме отображения знаками на экране (дисплея).

Ю

Я

ЯВЛЕНИЕ [appearance] - факт обнаружения предмета (явления или процесса), внешняя норма его существования. Я. - действие, происходящее с предметом, процесс изменения предметов во времени или перемещения в пространстве.

ЯВНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ТИПА [evident (implicit) transformation of value of type] - базовая операция преобразования значения числового типа в значение требуемого типа, заданная в явной форме именем типа перед преобразовываемым выражением.

ЯДРО [kernel] - резидентная часть языка, программы, программного комплекса, баз данных или знаний, загружаемая в процессе инициализации программной или интеллектуальной системы.

ЯЗЫК [language] - средство общения людей между собой и с интеллектуальной или программно управляемой системами для передачи и хранения различных видов представления знаний и управления поведением человека или системы; Я. - связанное с мышлением средство хранения и передачи различных представлений информации, средство управления поведением человека. Я. - это любая знаковая система: совокупность символов, соглашений и правил образования фраз, используемых для отображения информации. В вычислительной технике Я. - это средство для представления входной и выходной информации в различных алгоритмах решения проблем. Я. бывает адресный, автоматный, алгоритмический, ассемблера, базовый, высокого уровня, входной, высокого уровня, выходной, гибридный, графический, декларативный, дескрипторный, диалоговый, естественный, запросов, интеллектуальный, информационно-логический, информационно-поисковый, информационный, искусственный, командный, логико-математический, машинный, моделирования, непроцедурный, низкого уровня, посредник, предметно-ориентированный, проблемно-ориентированный, программирования, проектирования, профессиональной прозы, процедурный, терминальный, формальный, систем реального времени и др.

ЯЗЫК ДИАЛОГА [interactive language] - формализованное средство организации и ведения диалога в системе человек-ВМ. Используются различные формы описания диалога: командные языки, языки по принципу меню, реклама, программно-обучающий язык и др.

ЯЗЫК МАНИПУЛИРОВАНИЯ ДАННЫМИ - язык, используемый в системе управления данными для организации обмена между программами и базой данных.

ЯЗЫК ОПИСАНИЯ ДАННЫХ - язык для описания физической и (или) логической структуры данных.

Язык HTML —язык разметки гипертекста

Ярлык - значок со стрелкой в нижнем левом углу, является ссылкой на объект, находящийся в другой папке

ЯЗЫК ЛЕЙБНИЦ [Leibniz language] - язык внутреннего формального представления знаний или запросов для интеллектуальных систем, определяющий универсальную семантическую грамматику для вычисления смысла текстов.

ЯЗЫК МЕНЮ [menu language] - иерархический список доступных пользователю работ и подработ, поименованных, нарисованных или пиктографированных в данном списке, предлагаемых на выбор и организующий общение пользователя в системе человек-ВМ.

ЯЗЫКОВОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ [linguistic programming] - направление в информатике, основанное на использовании спецификаций, текстов или программ, написанных на некоторых естественном или искусственном языках представления данных, текстов и программ. Я.п. является наиболее распространенным направлением применения ВМ.

ЯЗЫКОВЫЙ ПРОЦЕССОР [language processor] - системная программа или программное техническое устройство, выполняющие трансляцию, интерпретацию, ассемблирование или конвертирование программ или текстов, представленных на некотором формальном языке.

ЯЗЫК ОПИСАНИЯ ДАННЫХ [data description language] - декларативный язык высокого уровня с или без использования форматов, служащий для описания данных различного типа, банков и баз данных.

ЯЗЫК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ [knowledge representation language (KRL)] - обычно формальный язык для декларативного способа описания предметов, явлений или процессов, их свойств, концепций, фактов, утверждений о фактах, правил построения других фактов. Я.п.з. - это язык представления исходных данных и правил получения данных в интеллектуальных (в частности, экспертных) системах. Я.п.з. бывают языки отношений, формульные и формальные языки, языки массивов, алгоритмические языки, языки имен, концептуальные языки и системные языки (см. также язык профессиональной прозы). Их разновидностями являются реляционные, фреймовые, языки семантических сетей и язык профессиональной прозы.

ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ [programming language] - формальный язык представления программ, программных модулей и данных в рамках одной или нескольких систем программирования. Наиболее распространенные Я.п.: Фортран, Алгол, Кобол, ПЛ/1, Ада, Паскаль, РПГ, Симула, Модула, Бэйсик, ФРАК, Си, Лисп, Пролог и др.

ЯЗЫК ПРОЕКТИРОВАНИЯ [design language] - формальный язык для описания исходных данных и структур для проектирования устройств, баз данных и знаний и интеллектуальных систем, для которых Я.п. является язык Лейбниц.

ЯЗЫК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОЗЫ (ЯПП) [proffesional prose language] -часть естественного языка, использующая ограниченные по размеру лексикон и контекст для распознавания смысла термина (понятия) и применяемая профессионалом в данных предметной и проблемной областях для представления знаний, запросов и данных. ЯПП строится по универсальной грамматике, зафиксированной в языке Лейбниц, или по семантической грамматике естественного языка на основе универсального лексикона. Поэтический язык может рассматриваться отдельно как литературный ЯПП с большим по размеру лексиконом.

ЯЗЫК УПРАВЛЕНИЯ ЗАДАНИЯМИ [job control language] - формальный язык для идентификации заданий и описания их характеристик при передаче в ВМ. Я.у.з. - это обычно командный язык. Я.у.з. в Интеллсист - это параметры и режимы подсистемы настройки, а также языковые прагмы в текстах знаний или запросов.

ЯЗЫК-ЯДРО [kernel language] - формальный язык как средство для точного конструирования прикладных алгоритмических языков.

ЯЩИК [box] - программный модуль, набор данных или устройство, используемое для изучения. Бывает белый Я. с известной внутренней структурой, почтовый Я. как совокупность хранящихся в виде очереди запросов и сообщений, прозрачный Я. с детерминированным (ясным) функционированием и черный Я. с известными спецификациями только входов и выходов.

Ячейка — элементарный объект электронной таблицы, расположенный на пересечении столбца и строки.

Аббревиатура

СОМ1 и COM2  - Последовательные порты, передают биты данных последовательно один за другим, аппаратно реализуются с помощью 25-контактного и 9-контактного разъемов

DOC- Формат документов, созданных в текстовом редакторе Microsoft Word, сохраняющий результаты форматирования с помощью управляющих символов которые могут быть прочитаны и интерпретированы многими текстовыми редакторами.

dpi- Dot per inch - точек на дюйм: количество точек в полоске изображения длиной один дюйм 1 дюйм = 2,54 см.

DV- Высокоскоростной цифровой порт IEEE 1394 (другое название FireWire), который используется для подключения к компьютеру цифровой видеотехники.

DVI- Digital Video Interface — цифровой видеоинтерфейс используется для подключения к компьютеру цифровых жидкокристаллических мониторов.

LPT- Параллельный порт, передает одновременно 8 битов данных, аппаратно реализуется в виде 25-контактного разъема на задней стенке системного блока.

PS/2- Круглый пятиконтактный разъем, который использу­ется для подключения к компьютеру клавиатуры и мыши.

RAR- Архиватор и широко распространенный формат заархивированных файлов.

RTF- Rich Text Format — расширенный текстовый формат, сохраняющий результаты форматирования с использованием команд, которые могут быть прочитаны и интерпретированы многими текстовыми редакторами.

TXT

Простейший универсальный формат текстовых фай­лов, которые содержат только текстовые символы и управляющие символы конца абзацев. Сохраняет текст без форматирования

Unicode

Международный стандарт кодирования текстовых символов, который отводит на каждый символ 2 байта

USB

Universal Serial Bus — универсальная последовательная шина. Обеспечивает высокоскоростное подключение к компьютеру одновременно нескольких периферийных устройств (принтеров, сканеров, цифровых камер и др.)

VGA

Video Graphics Array — аналоговый видеоинтерфейс, используется для подключения к компьютеру анало­говых мониторов на электронно-лучевой трубке

Web-камера

Цифровая камера, которая используется для передачи видео по компьютерным сетям

Web-страница (формат)

Формат документов, созданных с использованием языка разметки гипертекста (англ. Hyper Text Markup Language)

Windows (кодировка)

Наиболее распространенная кодировка русских букв, используемая в операционной системе Windows и ее приложениях

ZIP

Архиватор и широко распространенный формат заархивированных файлов

ADSL

Asymmetric Digital Subscriber Line — асимметричная цифровая абонентская линия обеспечивает высоко­скоростной канал передачи данных из Интернета на локальный компьютер (скорость до 8Мб/с) и скоростной канал передачи данных с локального компьютера в Интернет (скорость до 1М6/с).

AGP

Accelerated Graphic Port — ускоренный графический порт, к которому подключается монитор.

AVI

Audio Video Interleaved (чередующиеся аудио- и ви­деоданные), стандартный формат цифрового видев для Windows.

BMP

Bit MaP image (битовая карта изображения) — наиболее универсальный формат растровых графические файлов.

CMYK

Система цветопередачи, в которой базовыми цветами являются Cyan — голубой, Magenta — пурпурны* Yellow — желтый.

DNS-серверы

Domain Name Server — серверы Интернета, на которых хранятся базы данных доменных имеь

dpi

Dot per inch - точек на дюйм, т.е. в количестве точек  в полоске изображения длиной один дюйм (1 дюйм = 2,54 см).

DVI

Digital Video Interface — цифровой видеоинтерфейс который используется для подключения цифровых жидкокри сталлических мониторов

DV

Высокоскоростной цифровой порт (другие названий IEEE 1394 и FireWire), который используется для подключения  к компьютеру цифровой видеотехники.

FLA

FLash Animation — специализированный форма-файлов векторной анимации.

FRM

Оригинальный формат векторных графических файлов системы компьютерного черчения KowraeJ

GIF

Graphics Interchange Format — формат растров** графических файлов, который за счет использования алгоритма сжатия уменьшает информационный файл в несколько раз.

GPRS

General Packet Radio Service — пакетная передав! данных по радиоканалам, которая используется для быстрого беспроводного доступа в Интернет мобильных телефонов.

HTML и HTM

Формат документов, созданных с использованием языка разметки гипертекста (англ. Hyper Text Markup Language).

JPEG

Joint Photographic Expert Group — формат растровых графических файлов, который за счет использования эффективного алгоритма сжатия уменьшает информационный объем файла в десятки раз.

MMS

Multimedia Messaging Service — служба передачи мультимедийных сообщений в сети мобильной телефонной связи.

MP3

MPEG Audio Layer 3 — цифровой формат звуковых файлов, в котором используется сжатие файлов, практически не влияющее на качество воспроизведе­ния звука.

MPEG

Motion Pictures Experts Group (Экспертная группа по вопросам движущегося изображения). Стандарт сжатия цифрового видео.

PNG

Portable Network Graphics - формат растровых

графических файлов, который за счет использования алгоритма сжатия уменьшает информационный объем файла в несколько раз.

RGB

Система цветопередачи, в которой базовыми цветами являются Red — красный, Green — зеленый, Blue — синий.

SMS

Short Messsage Service — служба передачи коротких текстовых сообщений в сети мобильной телефонной связи.

SXD

Оригинальный формат векторных графических файлов графического редактора OpenOffice Draw, входящего в интегрированное офисное приложение OpenOffice.

USB-порт

Universal Serial Bus — универсальная последовательная шина, которая обеспечивает высокоскоростное подключение к компьютеру сразу нескольких периферийных устройств (принтеров, сканеров, цифровых камер и др.).

VGA

Video Graphics Array - аналоговый видеоинтерфейс, используется для подключения аналоговых мониторов на электронно-лучевой трубке

WAP

Wireless Application Protocol - протокол беспроводного доступа к информационным и сервисным ресурсам глобальной сети Интернет непосредственно с мобильных телефонов.

WAV

Формат оцифрованных звуковых файлов.

Web-камера

Цифровая камера, которая используется для передачи видео по компьютерным сетям.

WMF

Windows MetaFile - универсальный формат векторных графических файлов для Windows-приложений.

Буфер обмена

Специальная область памяти, в которой временно хранятся данные в процессе выполнения операций копирования и перемещения в различных приложе­ниях.

Захват видео

Процесс передачи видео с видеокамеры или магнитофона на жесткий диск компьютера.

Интернет-адрес

IP-адрес, которым обладает каждый компьютер подключенный к Интернету.

Интернет-пакет

IP-пакет, содержащий набор байтов и Интернете для получателя, используется при транспортировки! данных по компьютерным сетям.

Кадр

Одиночное изображение в видеофильме информации.

Кодек

Сокращение от compressor/decompressor — про граммное обеспечение, сжимающее (упаковую щее) и разворачивающее (распаковывающее) цифровое видео. Кодеки могут реализовывать как программно, так и аппаратно.

Карта flash-памяти

Маленькая пластина, хранящая информацию с использованием микросхем и не имеющая деталей.

Логин

Идентификатор пользователя — последовательность символов, которую пользователь использует для доступа к компьютеру, программе или данным.

Макрос

Последовательность заданных пользователем команд в Microsoft Word, Excel и PowerPor-. хранящаяся в форме программного модуля Visual Basic for Applications.

Мультимедиа

Термин «мультимедиа» — калька с английского multimedia, что можно перевести как мульти (от multi — много и media — среда). Мультимедианалогия позволяет использовать различным представления информации: числа, текста и анимацию, видео и звук.

Пиксель

От англ. pixelpicture element, минимального изображения, для которого независимый можно задать цвет

Радиоволновые линии связи

Каналы связи, которые используются для подключения к Интернету в условиях прямой видимости дающей и приемной радиоантенн.

Сервер

Компьютер, предоставляющий пользования к информационным сервисам и услугам компьютеров подключенных к серверу по локальным и глобальной компьютерной сети.

Слой рисунка

В векторных графических редакторах состоит из множества слоев, причем каждый  примитив рисуется на своем слое.

Спутниковые линии связи

Каналы связи, которые используются для подключения к Интернету удаленных компьютерами путем передачи и приема информации  с использованием спутниковой антенны.

Сцены цифрового видео

Фрагменты, на которые в процессе  фактически разбивается цифровое видео  изображения или пользователь psahl по времени или произвольно в процессе видеофильма.

FTP(File Transfer Protocol) - протокол и стандартная программа, предназначенные для обеспечения передачи и приема файлов между разными компьютерами (сервером и клиентом), работающими в сетях, поддерживающих протокол TCP/IP. 2. Сервисное средство Интернет, обеспечивающее доступ к файлам в файловых массивах.

HTTP, http (HyperText Transfer Protocol) - протокол передачи гипертекста, по которому взаимодействуют клиенты с WWW-серверами.

TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol) - основной протокол, предназначенный для работы в сетях Интернет в режиме "коммутации каналов".

Web-сервер, WWW-сервер - сервер, хранящий и предоставляющий во внешнюю сеть данные, организованные в виде WWW-страниц.

WWW-страница - способ организации гипертекстовой информации.

Связаться со мной можно по электронной почте: anriasem@yandex.ru

  © Семенов Андрей Александрович, с. Стеклянное 2009 г.

к уроку

Hosted by uCoz